Закон Клишаса – Крашенинникова: что упустили авторы документа
Закон Клишаса – Крашенинникова будет принят во исполнение новых положений Конституции РФ. Несмотря на огромную работу, которую явно проделали авторы законопроекта, местами он откровенно сырой. Думаю, именно это в некоторой степени и стало причиной демарша и Госсовета Татарстана, и Земского съезда.
Скажем, в некоторых положениях законопроекта присутствует странная формулировка «может». Скажем, регионы могут учреждать должности уполномоченных по правам человека и ребенка. Думаю, тут должна быть не диспозитивная, а императивная норма.
Также регионы «могут» предоставлять право законодательной инициативы НКО и гражданам. Нетрудно догадаться, как такую диспозитивную норму используют губернаторы, так что обязанность прислушиваться (хотя бы формально) к гражданскому обществу стоило бы закрепить императивно.
В законопроекте необходимо конкретнее прописать формы дистанционной работы органов власти. Это неотъемлемое требование цифровой эры. Скажем, сроки опубликования региональных законопроектов Клишас и Крашенинников четко прописали, а вот обязанность региональных парламентов вести онлайн-трансляции заседаний почему-то нет.
Очень странно, что не закреплен отказ от откровенно архаичного наименования «Конституция» применительно к региональным уставам. Хотя, скажем, все губернаторы регионов теперь должны именоваться единообразно — главы. Впрочем, нельзя исключить, что именно названием местных Конституций главы национальных республик не готовы жертвовать, как не готов был пожертвовать Рустам Минниханов словом «президент» в названии своей должности.