Непубличность и кулуарность: почему развитие Северного Кавказа решается в «тишине кабинетов»
Александр Новак – новый куратор Северного Кавказа, но он, к сожалению, унаследовал главную негативную черту своих предшественников на этом посту. Я имею в виду волюнтаризм, то есть непубличность и кулуарность принимаемых решений.
Прошедшее совещание по экономическому развитию субъектов Северного Кавказа, крайне важно, ведь обсуждались на нем модели развития субъектов. А это, как мы понимаем, новые рабочие места, точки притяжения туристов, развитие социальной и транспортной инфраструктуры. С какого ракурса ни взгляни, это крайне важно и для жителей республик Северного Кавказа, и для приезжающих. Но что мы знаем о моделях развития, которые разрабатывают регионы? Что мы знаем об их вчерашнем обсуждении? Что мы знаем о решениях, которые принимают правительство и другие ведомства относительно развития Кавказа? Ничего.
Есть несколько дежурных пресс-релизов, наполненных цифрами. Даже не все главы регионов Северного Кавказа, присутствовавшие вчера на совещании, рассказали о нем в своих Instagram-аккаунтах. Улавливают генеральную линию, которую задает Новак, – линию на непубличность. Если бы Новак был заинтересован в максимальной транспарентности обсуждения решений, то ставил бы жесткие задачи и прямым подчиненным, и региональным чиновникам. Это и прямая трансляция заседаний, и общественное обсуждение проектов региональных моделей, и экспертные дискуссии. Но Новаку это не нужно, а кавказским чиновникам и подавно. Тишина кабинетов им привычнее.