В этом году главы субъектов имеют шанс получить часть «большого финансового пирога»
Регионы в стране по-разному прошли коронавирус. Они по-разному использовали финансовую ситуацию и по-разному боролись с пандемией, следовательно, по-разному оценили и почувствовали экономическую составляющую непосредственно кризисного явления.
Эффективно прошли те регионы, которые жестко повели себя на первом этапе и, оценив уровень защищенности, смогли минимизировать риски и практически не вводить локдауны. Во многом это вопрос именно к региональному управлению. Если регион вынужден был уйти в локдаун, получив серьезные экономические издержки, – это вопрос к эффективности системы управления. Легко управлять региональными финансами, когда у тебя рынок растет. Надо уметь управлять ими, когда рынок падает и когда ситуация сложная.
Для некоторых субъектов весьма характерное качество – перекидывать на федеральные «плечи» региональные проблемы. Но это качество не всегда актуально. У нас есть регионы, которые, не умея эффективно работать с пандемией, влезли в региональные долги, получили серьезные разрывы, и в результате им пришлось получать подпитку от федерального центра. Минфину пришлось вкачивать деньги в те регионы, где доходная часть сократилась, а расходная часть, связанная с медицинской составляющей, увеличилась. Да, конечно, федеральный центр повысил зарплаты медикам, но забыл сказать об этом регионам. Он деньги в общей массе перевел, но из региональных бюджетов в том числе потребовались средства на софинансирование – создание «красных зон», медицинской инфраструктуры, оснащение медиков.
Хорошо, если вы Москва и у вас есть триллионы. А если вы не Москва? Все это софинансирование легло на региональные бюджеты. Параллельно из-за пандемии в эти самые бюджеты сократились поступления – в первую очередь НДФЛ. Если бы не ипотека, профильный рынок тоже бы встал. Проще говоря, у региональных бюджетов пошел серьезный отток из доходной части. В итоге образовались разрывы. Там, где система управлялась эффективно, удалось более-менее продержаться, а где ситуация и до этого была сложная, там она только усугубилась. Федеральному центру пришлось ее выравнивать, но он и должен это делать, так как у нас федерация.
Регионам, конечно, нужно помогать. Но при этом важно понимать, кто за что отвечает в данном случае. Тех глав субъектов РФ, которые эффективно построили работу, которые управляли рисками, которые знали, что будет «дельта», и к ней готовились, которые временами жестко, временами мягко выступали за прививочную кампанию, но добивались определенного уровня вакцинации, необходимо поощрять. Они работали эффективно. Но стоит ли поощрять тех, кто ничего не делает и ждет, когда федеральный центр, как обычно, их вытащит? Необходимо создать такую систему, которая стимулировала бы развитие эффективных региональных практик. А не поддерживать тех, кто действует по принципу «зачем улучшать ситуацию, если есть риск лишиться поддержки из федерального бюджета».
У нас сформировалось разное представление – не только политическое, но теперь и экономическое – с точки зрения управляемости регионов. Если сейчас это еще не проявляется, то при очередной волне назначений на этом будет сделан акцент. Я понимаю, что губернаторы предлагают сдвинуть сроки, чтобы не останавливать проекты. Но все подобные решения нужно принимать, исходя из эффективности действий региональных команд. Некоторым командам сколько ни давай, они все равно инвестируют не туда. Потом они же будут приходить и говорить, что не ожидали четвертой волны.
Эффективность глав субъектов РФ на сегодняшний момент определяет не только политика и не только экономика, но и медицина в конечном счете. Сейчас сошлось много факторов, к руководителям предъявляют очень серьезные требования по многопрофильным компетенциям. Сегодня губернатору недостаточно быть хозяйственником-экономистом, нужно еще и разбираться в эпидемиологии или иметь в команде такого специалиста. Требования к современному госуправлению серьезно изменились за последние два года. Человек и его команда должны быть компетентны в целом ряде сегментов. Эффективность по всем этим сегментам учитывается при кадровых ротациях. С этой точки зрения команды, которые не готовы отвечать на подобные вызовы, или команды, которые не готовы меняться внутри себя, например, приводить в свой состав новых специалистов, будут находиться под серьезным ударом.
Регионам крайне важно правильно и эффективно себя позиционировать, показывать экономическую успешность. Не знаю ни одного губернатора, который не хотел бы перенаправления федеральных ресурсов на решение региональных проблем на фоне сложной эпидситуации с коронавирусом. Но вопрос будет заключаться в том, что необходимо привести эффективные и правильные кейсы расходования средств. Федеральному центру очень бы не хотелось бегать потом за всякими вице-губернаторами по Европейскому союзу, например, в поисках денежных средств, которые они вывели.
Федеральный центр начинает более качественно отслеживать процесс, для него также крайне важна репутация человека, причем не только политическая, но экономическая и социальная. Если губернатор показывает хорошие результаты, у него сформировалась мощная команда, то ему, условно говоря, можно доверять с финансовой точки зрения. Конечно, хотелось бы, чтобы это была единая система. Возможно, для глав субъектов РФ сейчас есть хороший шанс получить часть «большого пирога», потому что мы все прекрасно помним про сверхдоходы в этом году: цена вопроса – более 1 трлн рублей. Они, кстати, будут и в следующем году, если все пойдет нормально: «Газпром» будет получит сверхприбыль через девять месяцев.