Механизм госзакупок в Томской области оставляет желать лучшего
Комиссия, созданная по распоряжению губернатора Томской области Сергея Жвачкина, выявила многочисленные нарушения при проведении госзакупок в регионе. В ходе проверки были выявлены нарушения при планировании, размещении и исполнении госконтрактов по ремонту, содержанию и строительству дорог, производству информационно-аналитических материалов, выполнению строительно-монтажных работ, что подтверждает низкую эффективность системы государственных закупок Томской области.
Владимир Постол:
— Губернатор Томской области Сергей Жвачкин решил создать в регионе новую систему госзакупок, по его словам – «абсолютно прозрачную и эффективную». Не секрет, что механизм госзакупок в регионе и в стране в целом, оставляет желать лучшего. По данным Всемирного банка, эффективность госзакупок в России не превышает 0,4 при норме 1,0 (по оценке российских независимых экспертов дела обстоят еще хуже). В условиях мирового финансового кризиса низкая отдача госинвестиций становится все более нетерпимой.
Разумеется, действующая власть стремится совершенствовать 94-й закон, однако множество принятых поправок не дают должного эффекта. Дело в том, что в данном законе нет основного акцента, а потому он стремится «объять необъятное»: преодолеть коррупцию, сформировать конкурентную среду, повысить эффективность закупочной деятельности, но главное – соблюсти процедуру.
Между тем, главное для госзаказа – это конечный результат — эффективность госзакупок. Для эффективного расходования бюджетные средств нужны надежные инструменты. Один из проверенных международной практикой инструментов — «контракт жизненного цикла» (КЖЦ), применяемый при строительстве технологически сложных объектов. Контракт жизненного цикла предполагает осуществление инвестором полного цикла работ по проектированию, строительству и эксплуатации того или иного объекта. Следует сказать, что на федеральном уровне пока не прописана процедура заключения соглашения о государственно-частном партнерстве по модели КЖЦ, однако это не освобождает субъекты РФ от необходимости разрабатывать специальные правовые акты, мотивирующие подрядные организации на качественное строительство. Инновационному региону, сделавшему ставку на кластерный подход, как говорится, и «флаг в руки»!
Ксения Сапрычева