Московские выборы как прагматичный расчет
Неожиданное решение Сергея Собянина о досрочной отставке в ситуации, когда всего несколько месяцев назад мэр Москвы говорил о нецелесообразности внеочередных выборов, указывает на разительную перемену политической стратегии. Понятно, что эта перемена случилась скорее в сознании тех, кто модерирует федеральную политику. Московские выборы надо рассматривать в более широком контексте, а решение об их переносе — как фактор, влияющий на федеральные политические тренды.
Утверждение о том, что досрочные выборы нужны Собянину, чтобы повысить свою легитимность или (еще более забавное объяснение) «сравняться» статусом выборного руководителя с фаворитом подмосковных выборов Андреем Воробьевым, вызывает улыбку. Воробьев, конечно, известный и перспективный политик, принадлежит к мощной элитной группе, однако вряд ли даже потенциальный «избранный» статус уравнял бы его с таким политическим тяжеловесом, как Собянин. Рост легитимности от статуса «избранного населением», конечно, будет очевиден. И, разумеется, еще более укрепит статус Собянина во внутриэлитной иерархии, в том числе с точки зрения его будущих политических перспектив. И все же этот аргумент не представляется критически значимым. Легитимности у Собянина достаточно и сейчас, поддержка верховной власти – налицо, к тому же его уже сегодня рассматривают как возможного кандидата в премьеры – статус «назначенного» этому вовсе не мешает.
К решению пойти на досрочное избрание Собянина и Кремль подтолкнуло что-то другое. Это «что-то» — стремление российской верховной власти ни при каких обстоятельствах не допустить возрождения протестного движения накануне большого федерального избирательного цикла 2016-2018 годов. Выборы мэра Москвы, пройди они в 2015-м, были вполне в состоянии это возрождение спровоцировать.
Сегодня у Собянина высокий рейтинг, который он вполне в состоянии еще нарастить: большинство москвичей пока относятся к мэру вполне благосклонно. Через пару лет благосклонность может смениться более взыскательным отношением, неизбежно появятся новые поводы для критики, так что и рейтинг, скорее всего, упадет, и возможностей для его приращения в ходе кампании будет гораздо меньше. Ясно и то, что к 2015-му появились бы мощные оппоненты, в первую очередь, Михаил Прохоров – ресурсный кандидат с явным потенциалом объединить вокруг своей фигуры многочисленный московский «креативный класс» и либеральные политические силы.
В принципе идея сдвинуть региональные выборы 2015-2017 годов на более ранний срок не нова. Осенью прошлого года Дмитрий Бадовский предлагал пойти на такой шаг почти в тридцати субъектах Федерации. Цель понятна – «зацементировать» политическую конструкцию превентивно, чтобы избежать флуктуаций в ответственный период федерального электорального цикла. Неудачный опыт досрочной отставки с выборами в Рязанской области, где Олег Ковалев победил с большим трудом и с помощью специфической коалиции с оппонентом, не позволил задействовать этот план в общенациональных масштабах. Однако для Москвы с ее особой значимостью для общенациональной политической динамики, очевидно, сделано исключение.
Риск для властей заключается в том, что сентябрьские выборы в условиях, когда к ним не успеют толком подготовиться конкуренты, могут выглядеть недостаточно легитимными и вполне в состоянии спровоцировать новые протесты. Но, похоже, власть уверена, что стагнация протестного движения в этом году – очевидный факт, и активного всплеска не будет. Издержки видятся минимальными, а выигрыш – очевидным. Этот прагматичный расчет может оказаться точным.