В Telegram-каналах развернулась «война экзитполов», но избирателей это не мобилизовало
Агитационная кампания продолжалась практически до самых последних часов голосования. Несмотря на фактическую отмену «дня тишины», агитация в дни голосования была запрещена, но этот пробел технологи восполнили за счет широкого использования Telegram.
Скажем, в некоторых Telegram-каналах развернулась настоящая «война экзитполов». Результаты соцопросов (которые, полагаю, никто не проводил) были призваны подтолкнуть избирателя к голосованию за ту или иную партию. Причем сразу можно было увидеть, кто является «спонсором» публикации таких экзитполов: КПРФ, «Новые люди», Партия пенсионеров.
Все три дня широко использовались и давно опробованные технологии. Оппозиция и активисты заявляли о фальсификациях, власти такие обвинения отвергали и выдвигали встречные — о попытках внешнего влияния на выборы за счет фейков о фальсификациях.
Дискурс «осажденной крепости» стал к концу голосования явно выражен. Хотя судя по мониторингу предвыборных программ партий, проведенному нашим аналитическим центром «Акценты», для первых этапов выборов идеологемы «осажденной крепости» и «внешнего влияния» были в целом нехарактерны.
В целом, как мне кажется, на массового избирателя, действительно, такое уже почти не действует. Как, кстати, и публикации фейковых экзитполов — доля не определившихся с выбором слишком мала, чтобы за счет их мобилизации действительно массово сработал эффект «прицепного вагона». Допустим, за счет публикации самосбывающихся прогнозов о попадании в парламент пятой партии получат те же «Новые люди» или Партия пенсионеров лишние 0,2% голосов, но политического расклада это не изменит.