Молодые, но скучные: эксперты РК описали кандидата на выборы в Госдуму – 2021
Образ кандидата в депутаты стал серым и скучным. Кроме того, среди участников выборов становится меньше крупных бизнесменов, но больше общественников. Об этом рассказали собеседники РК, проанализировав портрет среднестатистического кандидата на выборы в Госдуму – 2021. Подробнее о том, как образ кандидата влияет на проведение дебатов, какие типы кандидатов встречаются чаще всего и у каких участников выше шансы победить, – в обзоре РК.
Курс на обновление и омоложение
Уже на этой неделе, 17, 18 и 19 сентября, состоятся выборы в Госдуму VIII созыва. Депутаты избираются по смешанной системе: 225 мест по партийным спискам, другие 225 – по одномандатным округам.
На выборы зарегистрированы 3910 кандидатов по федеральным спискам и 2062 – по одномандатным округам, сообщает РИА Новости. То есть в среднем на мандат претендуют девять кандидатов.
Международный центр развития молодежных инициатив «Поколение права» совместно с Институтом развития правового общества провели социологический опрос*, касающийся работы Госдумы VII созыва. Из полученных результатов следует, что 40% опрошенных удовлетворены работой депутатов. В среднем их работу оценили на 3,7 балла.
Тем не менее 92% респондентов заявили, что они хотели бы видеть больше молодых людей в парламенте в новом созыве. 28% из них считают, что в Думе должны преобладать депутаты до 35 лет, а 66% отдают предпочтение тем, кому еще нет 45.
И курс на омоложение в этой кампании действительно взят. Telegram-канал «Вслух.ru» приводит статистику, согласно которой зарегистрированные кандидаты в среднем моложе действующих депутатов на 18 лет. Средний возраст кандидатов-одномандатников составляет 39 лет, а действующих депутатов парламента – 57. Кроме того, на выборы зарегистрированы 16 студентов, все они выдвинуты по одномандатным округам партией «Новые люди».
Курс взят не только на омоложение, но и на обновление. Например, «Эксперт. Юг» составил портрет кандидата в Госдуму на юге. Издание отмечает, что парламентские партии выдвинули составы, почти на 70% состоящие из тех, кто никогда не избирался депутатом парламента.
Среди новопредставленных кандидатов преобладают партийные деятели или представители государственных и муниципальных органов власти, для большинства из которых выборы в Думу – это единственный шанс подняться по карьерной лестнице. Подавляющее большинство кандидатов – мужчины.
Что касается сфер деятельности участников выборов, то, как уже отмечалось, большинство работают в государственных или муниципальных органах управления, а вот за ними следуют те, кто занят в обществах и кооперативах, на третьем месте – партийные функционеры.
По мнению авторов, среди новичков нет харизматичных лидеров, так как проявляется тренд на управляемость партийного актива.
На федеральном уровне, подчеркивает РИА Новости, яркие кандидаты есть, они же и принимают участие в дебатах. Тем не менее издание обращает внимание на то, что дебаты сильно на электоральные предпочтения не повлияют. Дело в том, что, даже несмотря на наличие интересных спикеров, дебаты все же недотягивают, в том числе и по просмотрам, до популярных политических ток-шоу.
Кандидаты и дебаты
Между тем авторы Telegram-канала «Номенклатура» называют участвующих в теледебатах унылыми и серыми.
«В то же время многие партии выпустили на телесцену ноунеймов или же откровенных демагогов, которые предпочитают говорить о Сталине, а не о насущных проблемах», – говорится в публикации.
Канал аналитического центра «Политген» под руководством политконсультанта Ярослава Игнатовского подчеркивает, что кандидаты, которые, по идее, должны представлять программы партий ярко и убедительно, иногда не могут сформулировать мысль, плавают в вопросах или вообще не понимают, что у них спрашивают.
Он также обращает внимание на то, что 10 лет назад кандидаты были энергичнее, а дискуссии – жарче.
«Но скучный формат и аморфных кандидатов можно было бы простить, если бы дебатеры реально представляли позиции себя и своих партий по интересующим вопросам. Но они сами иногда даже этого не знают, что, в общем, многое говорит о качествах тех, кто идет сегодня на выборы», – заключает Игнатовский.
Канал «Выборка» убежден, что спикерам «Единой России» достаточно легко выступать на дебатах, так как в них участвуют люди, которые были прямо задействованы в разработке Народной программы партии.
«Решение ЕР привлечь детского омбудсмена Анну Кузнецову к агитационной работе себя оправдало – видно, что в дебатах участвует не политик с заготовленными шаблонами-лозунгами, а профессионал, непосредственно погруженный в работу по этой теме. Она показала, что владеет всеми ключевыми данными и статистикой, понимает проблемы сферы не поверхностно, а комплексно, к тому же на личном опыте, ведь она мать семерых детей», – заявляют блогеры.
Основные тренды кампании-2021
Политолог Александр Конфисахор рассказал РК, что сегодня кандидаты серы и скучны, а слушать их практически невозможно.
«По большей части никто из них не умеет ни выступать, ни вести дебаты или дискуссии. А нередко они не могут просто сформулировать собственную мысль», – констатирует эксперт.
По поводу омоложения списков Конфисахор высказался следующим образом: «Этот критерий мне никогда не казался очень важным и уж тем более определяющим. Истории известно немало примеров, когда молодые люди, которые, казалось бы, должны быть амбициозными и целеустремленными, фонтанировать энергией и идеями, выглядели в итоге слабее кандидатов почтенного возраста».
По его мнению, сегодня возрастной критерий сильно нивелирован, а яркий контраст между людьми почтенного возраста и молодежью остался в 1990-х годах.
Кандидат психологических наук генеральный директор Центра социальных проектов «Белый Дом» Инга Бурикова выделила несколько трендов по кандидатам.
«Во-первых, все меньше и меньше крупных и действительно сильных бизнесменов идет в политику: из политики все труднее извлечь экономическую выгоду и экономические дивиденды», – констатирует Бурикова. Она уверена, что, поскольку исключительно экономически заинтересованные люди сами не идут в политику, кандидат становится ближе к народу.
Во-вторых, на эти выборы выдвинулось много общественников. В этом Бурикова видит определенную проблему. Дело в том, что такие люди – эксперты зачастую в узких отраслях, соответственно, их поддерживает определенное количество сторонников, которое не гарантирует победу.
В-третьих, на выборы выдвигаются представители малого бизнеса, которые добились успеха в своей сфере и теперь пытаются получить еще и общественно-политическое влияние.
«И предвыборная риторика, и предвыборные платформы этих кандидатов немного отличаются от того, что мы видели и слышали ранее. В последнее время звучит довольно много популистских заявлений и лозунгов – тех, которые не имеют конструктивных путей решения. Они больше указывают на наличие той или иной проблемы, создают эмоциональный фон, взывают к какому-то ощущению несправедливости, требуют перемен, но не дают реальной структуры действий», – поясняет Бурикова.
Кроме того, эксперт делит кандидатов на два лагеря: тех, кто идет в политику впервые, и политически сильных участников. Первые пытаются придумать интересные ходы и действия во время избирательной кампании.
«Харизматичным кандидатам удается выделиться и запомниться персонально, и лично они получают какие-то голоса. Нейтральные кандидаты, которые присутствуют только в наружке, получают чаще всего рейтинги партий», – дополняет Бурикова.
Вторые известны на своих территориях, их рейтинги зачастую выше, чем рейтинги партий, которые их выдвинули.
«У таких кандидатов, конечно, намного больше шансов победить: они получают и партийный рейтинг, и персональный рейтинг за счет своей работы на территории», – подытоживает собеседник РК.
- Исследование «Комплексная оценка деятельности Государственной думы РФ» проводили Институт развития правового общества и Международный центр развития молодежных инициатив «Поколение права» 14–17 июня с помощью анкет в соцсетях «ВКонтакте», Instagram, «Одноклассники» и Facebook. Участие приняли 2460 респондентов во всех федеральных округах.