Старовойт признал, что прорыва ему достичь не удалось
Глава Курской области Роман Старовойт 8 сентября выступил с отчетом о своей работе за три года и о реализации программы социально-экономического развития региона, пишет ГТРК “Курск”.
Интересна сама идея этого отчета: он был неофициальным, ведь это не отчет перед областной думой, который оглашается в соответствии с имеющимися правовыми нормами. Мы понимаем, что “предвыборный пакет” в этом отчете, конечно, присутствовал, потому что, как известно, сейчас губернатор Курской области Роман Старовойт выступает в четырех ролях: он губернатор, он возглавляет региональное отделение “Единой России” и он возглавляет два списка (территориальную группу ЕР в федеральный парламент и в областную думу). С другой стороны, был повод для этого отчета, потому что ровно два года назад Старовойта избрали губернатором, а если брать его деятельность в качестве врио, то она началась в октябре 2018 года. Фактически получается, что прошло два года с момента его избрания и почти три — с момента назначения врио. Действительно можно сказать, что прошло полсрока. Его пиарщики назвали это мероприятие “Экватор”, я считаю, что это довольно оригинальное решение. Повторюсь, что есть финальная стадия избирательной кампании и Старовойту как губернатору, лидеру ЕР и лидеру списков партии в регионе надо было показать, что было сделано за эти без малого три года, и разъяснить, какой будет политика губернатора и его команды в оставшееся до окончания его полномочий время.
Есть еще один пикантный нюанс: по региону ходят слухи, что Старовойт после выборов собирается уехать. Но я могу сказать, что это не чисто курская история, например, много говорят, что уедет Андрей Клычков (губернатор соседней Орловской области), который входит в федеральный список КПРФ, в Липецкой области говорят, что уедет Игорь Артамонов (глава администрации области). Это вообще такая серьезная проблема “варягов”, потому что какие-то крупные федеральные события, в том числе выборы, на которых они возглавляют списки или входят в списки, действительно воспринимаются некоторыми людьми как некий повод для того, чтобы после выборов чиновники покинули регион. Как я понимаю, команда Старовойта оценивает риски, что такие настроения тоже могут влиять на избирателей, поэтому сегодняшнее мероприятие должно было продемонстрировать, что у губернатора серьезные намерения работать в регионе. Таким образом, этот отчет сразу решил несколько задач.
Сам отчет был подан в форме презентации с комментариями губернатора. Огласил он его перед политической, хозяйственной элитой региона, представителями общественности и СМИ. Отчет был достаточно честным, потому что Роман Старовойт признал, что прорыва достичь не удалось. В его избирательной кампании в 2019 году активно эксплуатировалась эта тема прорыва. Надо отдать должное Старовойту, который честно сказал, что прорыв не получился, но регион, с его точки зрения и судя по тем цифрам, которые были представлены, за эти три года довольно серьезно продвинулся в социально-экономическом и социально-культурном развитии.
На мой взгляд, наиболее выигрышно выглядит аграрный рост, рост сельского хозяйства. Курская область сохраняет и укрепляет свой статус одного из ведущих сельскохозяйственных регионов в стране. Но хочу отметить, что, в принципе, придание области статуса развитого аграрного региона является заслугой команды прежнего губернатора Александра Михайлова. Здесь Роману Старовойту удалось подхватить данную динамику аграрного развития и осуществить некоторый постепенный переход качества этого сельскохозяйственного роста в рост переработки. Губернатор рассказал, что сейчас строится один из крупнейших в Европе маслоэкстракционных заводов, активно развивает переработку небезызвестная ГК “Мираторг”, есть и другие планы в этой сфере. Аграрный рост и постепенное смещение его качества в сторону переработки – это то, что прозвучало довольно ярко.
Следующая позиция – это инфраструктура. Я уже говорил не раз, что если что-то Старовойту и удастся лично, в собственной повестке, то это будет как раз серьезное инфраструктурное развитие. Понятно, что в рамках нацпроектов тоже очень широко представлены инфраструктурные моменты, но, как известно, Старовойт до этого возглавлял Росавтодор, поэтому от него ждали прогресса в дорожном строительстве и ремонте дорог, а также в развитии городской среды и других объектов инфраструктуры. Действительно, возросли темпы ремонта и строительства дорожной сети, было построено несколько новых крупных улиц в Курске, также очень меняется качество городской среды в Курске и малых городах, здесь очень активно стали привлекаться федеральные средства.
Следующий момент – преобразование социальной инфраструктуры. Достаточно серьезные инвестиции были осуществлены в образовательную сферу и культуру, в первую очередь изменилась ситуация с инфраструктурой социальных объектов в сфере образования и культуры. В здравоохранение тоже были сделаны достаточно серьезные вложения, но пандемия коронавируса скорректировала планы по развитию.
Очень неплохо выглядит ситуация с бюджетом в регионе. Отчасти это опять-таки наследие предыдущего губернатора Михайлова: уже при нем регион находился в топе территорий с качественным управлением региональными финансами, а при Старовойте ситуация даже улучшилась, места в рейтингах различных агентств стали более высокими, кредиты коммерческим банкам были полностью закрыты. Минфином также отмечается высокое качество управления финансами, притом что тратить стали больше — в том числе на инфраструктурные и социальные объекты. Этот момент прозвучал в отчете довольно выгодно.
Блекло смотрелась часть, связанная с промышленной политикой. Это было слабым звеном и прежней власти области. Серьезных, заметных изменений команде Старовойта добиться не удалось, если только в развитии сельскохозяйственной переработки. Говорить о каких-то качественных изменениях в региональной промышленной политике пока не приходится, хотя команда Старовойта старается развивать новые формы, такие как особые экономические зоны, технопарки. Была создана Корпорация развития Курской области. Но все-таки здесь, скорее, локальные успехи, а серьезных проектов, свидетельствующих о существенном изменении ситуации с промышленной политикой, не наблюдается.
Последний момент связан, скажем так, со стилистикой власти и ее отзывчивостью в отношении общества. Старовойт с этого и начал свою работу. Здесь действительно наблюдаются серьезные изменения, власть очень активно пошла в онлайн. Губернатор, главы муниципалитетов работают с социальными сетями. Курская область стала одним из первых субъектов Федерации, где начал использоваться Центр управления регионом, а сейчас такие центры работают по всей стране. Старовойт показал, что количество обращений в органы власти существенно выросло. Наконец, возросла удовлетворенность граждан действиями власти, возросла не радикально, но заметно.
Губернатор откровенно сказал, что есть и недостатки. Он говорил и о том, чего не удалось достичь: сорвалось строительство аэровокзала, пока не удалось закончить ремонт очистных сооружений, серьезно отстает реформа городского транспорта в Курске.
Главной миссией прежней власти являлось то, что регион должен был быть крепким середняком, а при Старовойте хоть и не получился прорыв, но по ряду позиций регион переместился из середины средней группы в ее верхнюю часть, что продемонстрировал отчет.
Что касается планов, они были завязаны прежде всего на инфраструктуру и развитие аграрной переработки, а также на решение социальных вопросов. В частности, Старовойт пообещал в течение следующего года полностью заменить общественный транспорт в Курске, целиком обновить парк. В принципе, направления развития остаются теми же: подтягивать то, что не получилось ранее, осуществлять дальнейшее развитие инфраструктуры, сельского хозяйства и аграрной переработки. А новых идей и решений в промышленной политике я не услышал.
Чисто стилистически речь была выдержана в стиле главы, построена на открытости, честности в признании ошибок. Были серьезные “реверансы” в адрес уходящей областной думы, которая будет переформатирована, обновлена и омоложена (это все понимают). В заключение Старовойт попросил поддержать партию власти на выборах.