Особые права Калининграда – это вещь обоюдоострая
Губернатор Калининградской области Николай Цуканов рассчитывает на поддержку членов Совета Федерации в одностороннем упрощении визового режима с Евросоюзом. Выступая в рамках "Часа Калининградской области" на заседании верхней палаты российского парламента он заявил, что упрощение визовых барьеров реализует для жителей самого западного региона страны конституционное право на свободу перемещения, привлечет туристов, а также усилит российские позиции на Балтике.
"Калининградцы должны иметь возможность комфортного и беспрепятственного перемещения в любом направлении, прежде всего по территории России. Однако для жителей Калининградской области заграничный паспорт является вторым после свидетельства о рождении документом, без которого невозможна повседневная жизнь и связи с остальной территорией страны. Ситуация усугубляется тем, что до сих пор между Калининградом и Москвой нет скоростного поезда, что уже стало обыденностью во всех развитых странах, и проезд занимает 23 часа", — заявил губернатор.
Вместе с тем, как уточняет корреспондент ИА REGNUM, посол МИД РФ по особым поручениям Александр Удальцов уже заявил, что считает введение безвизового режима между Евросоюзом и одним субъектом Российской Федерации не соответствующим Конституции России.
Александр Ципко:
— Здесь надо понимать, что, насколько я знаю, калининградцы и так имеют особые права для пересечения границы с Польшей, пользуются этими правами, многие обеспечили себе этим благосостояние. Но поменять, действительно, законодательство и предоставить вообще особые права для общения с Западом нельзя.
Важно иметь в виду два момента. С одной стороны, есть необходимость учитывать изолированность Калининграда, возникшая в результате распада СССР, и, честно говоря, вследствие полной безответственности Ельцина и вообще его окружения по поводу судьбы этих людей. В те моменты можно было, конечно, договориться, например, о специальных коридорах, и во имя независимости та же Литва пошла бы на все на свете. Но прошлое не возвратишь.
Но, с другой стороны, есть еще одна опасность – опасность выхода Калининграда вообще из состава России. Надо же отдавать себе отчет в том, что, если люди на протяжении десятилетий живут вне России, имеют особые права для жизни, для коммерции и для общения с Западом, они втягиваются в эту цивилизацию. Вполне может наступить момент, когда им Россия перестанет быть нужна вовсе, и они могут превратиться в очередную Эстонию, в очередную Литву, и уйти из этого мира.
Особые права Калининграда – это вещь обоюдоострая. Так что, если исходить из интересов русской истории, истории российского государства, я бы был бы против этой инициативы губернатора Цуканова.