Послание-2021 и губернаторы: новые критерии эффективности
Игра на международной арене потребовала от российского лидера Владимира Путина серьезного погружения, поэтому многие ожидали, что послание президента будет сфокусировано именно на внешней политике. Однако этого не произошло. Именно потому, что Россия столкнулась с большим количеством международных, внутренних, экологических вызовов, общее воздействие которых превратилось в фактор, деконсолидирующий систему, было необходимо сконцентрироваться на тех внутренних решениях, которые могут обеспечить ее «цементирование».
Еще до выступления президента федеральный центр продемонстрировал, что региональная политика находится под таким же пристальным вниманием, как и международная. Ряд отставок губернаторов, произошедших в апреле, – свидетельство того, что система способна реагировать на сигналы из регионов и заменять глав, которые ее ослабляют. Очевидные критерии последних ротаций – коррупция и общая неэффективность.
Эту же логику транслирует и послание: задаются критерии эффективности губернаторов и новые инструменты поддержки регионов.
Увеличение числа критериев оценки эффективности глав регионов. Выраженная социальная направленность послания президента, особым акцентом которого стало здравоохранение, делает критерием эффективности губернаторов выстраивание рабочих систем в каждой социальной отрасли (работа поликлиник, детских садов, центров занятости). На первый план выходит внедрение новых принципов работы, например, «социальное казначейство», которое позволит получать все социальные выплаты в режиме одного окна. Ранее основным показателем для оценки глав субъектов были результаты реализации национальных проектов, с пандемией коронавируса добавились показатели заболеваемости, доведение до адресатов федеральных выплат, адекватность в принятии/снятии коронавирусных ограничений. По мере появления новых задач увеличивается количество зон ответственности губернаторов.
Финансовая самостоятельность субъектов. Курс на повышение устойчивости региональных финансов выстраивается вокруг реструктуризации долгов регионов. На 1 марта их сумма составляет 2,437 трлн рублей, в том числе 530 млрд – задолженность коммерческим банкам. Инициативы президента в этом вопросе – реальный шанс для регионов выровнять свое положение. Часть коммерческого долга регионов, превышающая 25% собственных доходов субъекта, будет реструктурирована. Эти банковские ссуды будут замещены бюджетными кредитами на срок до 2029 года. Это актуально для регионов с экстремально высокой долговой нагрузкой. Это Мордовия, Хакасия, Удмуртия, Калмыкия, Орловская область.
Еще один новый инструмент повышения финансовой самостоятельности регионов – инфраструктурные бюджетные кредиты (по ставке не более 3% годовых и сроком погашения 15 лет). Он будет актуален для регионов с низкой долговой нагрузкой: это Москва, Тюменская и Ленинградская области, Алтайский и Приморский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа – все они входят в топ-10 регионов с минимальным госдолгом. Приоритет при выдаче таких кредитов регионам с минимальной задолженностью уравнивает возможности для развития как закредитованных регионов, так и субъектов без задолженности.
Кроме того, инфраструктурный кредит – это возможность выявить наиболее активные и эффективные управленческие региональные команды. Этот ресурс сможет реально сработать только при условии ответственного подхода региональной команды. Прежде всего это своевременность, оперативность и качество подготовки конкретного проекта, под который будет предоставляться кредит. Такой подход может с течением времени выявить разрыв между активными и неактивными регионами, а это еще один дополнительный критерий оценки эффективности губернаторов.
Центр – регионы: координация и поддержка. В послании президент обозначил еще одну значимую тенденцию во взаимодействии центра и субъектов. Он подчеркнул, что отношения между федеральными министерствами и регионами должны выстраиваться, скорее, в логике патроната, а не по принципу отсеивания отстающих регионов в их попытках получить федеральную помощь в реализации местных проектов. При этом упоминание в этом контексте таких субъектов, как ЯНАО (Северный широтный ход), Нижегородская область (строительство метро), Челябинская область (транспортная реформа), Красноярский край, – это личное разрешение президента для правительства этих регионов использовать новый инструмент.
Сохраняется и традиционный способ поддержки регионов – прямые финансовые вливания. Теперь эти финансовые ресурсы будут выделены на проекты, имеющие комплексный эффект для развития территории. В первую очередь это дорожные инфраструктурные проекты. В фокусе внимания — скоростные магистрали Москва – Казань, которая будет продлена до Екатеринбурга, и Москва – Санкт-Петербург. Ключевая цель – развитие прилегающих территорий за счет опорной инфраструктуры. Бенефициарами такого подхода становятся малые населенные пункты Московской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областей; от проекта Москва – Казань – населенные пункты в Нижегородской области, Чувашии и Татарстане.