Задачи для отстающих: 10 губернаторов получили поручение от президента

/

Президент РФ Владимир Путин поручил обеспечить опережающий рост доходов населения в регионах, где уровень социально-экономического развития ниже среднероссийских показателей. В списке отстающих – 10 субъектов Федерации, для которых правительство разработало индивидуальные программы поддержки. Уже к 1 июля премьер-министр Михаил Мишустин и губернаторы должны будут отчитаться перед главой государства о первых результатах. Смогут ли регионы выполнить поставленные задачи? Обсуждаем с экспертами в обзоре РК.

Обеспечить рост

5 апреля на сайте Кремля был опубликован перечень поручений главы государства. Президент РФ Владимир Путин, в частности, поставил задачу правительству страны и органам власти субъектов Федерации добиться опережающего роста реальных доходов населения в регионах, отстающих по уровню социально-экономического развития.

«Обеспечить реализацию индивидуальных программ социально-экономического развития регионов с уровнем социально-экономического развития ниже среднероссийского и достижение конкретных целевых результатов в виде опережающего роста реальных денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал», — говорится в документе.

В число 10 проблемных регионов входят Адыгея, Республика Алтай, Алтайский край, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тува, Чувашия, Курганская и Псковская области.

Для этих субъектов Федерации пра­ви­тель­ство Рос­сии в 2020-м раз­ра­бо­та­ло индивидуальные пла­ны со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия до 2024 года. Этим тер­ри­то­ри­ям еже­год­но до­пол­ни­тель­но вы­де­ля­ют по 1 млрд руб­лей из фе­де­раль­но­го бюд­же­та на под­держ­ку ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов, об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния, улуч­ше­ние усло­вий жиз­ни и тру­да.

Премьер-министр Михаил Мишустин и руководители 10 регионов должны будут до 1 июля предоставить президенту доклад о первых результатах реализации программ развития.

В марте этого года глава российского правительства завершил серию поездок по отстающим регионам. По итогам каждого визита Мишустин давал поручения. Так, например, в Карелии он рас­по­ря­дил­ся вы­де­лить 200 млн руб­лей из ре­зерв­но­го фон­да на по­куп­ку вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных опе­ра­ци­он­ных ком­плек­сов для дет­ско­го от­де­ле­ния боль­ни­цы ско­рой по­мо­щи. Калмыкии было обещано 110 млн руб­лей на рас­се­ле­ние ава­рий­но­го жи­лья, а также финансовая помощь на за­вер­ше­ни­е стро­и­тель­ства Ики-Бу­руль­ско­го груп­по­во­го во­до­про­во­да в Эли­сте.

Выполнение поручения премьера контролируется министрами – кураторами регионов. В Минэкономики поясняют, что кураторство позволяет оперативно решать вопросы регионов и следить за ходом реализации программ.

Как уточняет «Коммерсантъ», по итогам 2020 года в 10 отстающих регионах создано 1,3 тысячи новых рабочих мест и привлечено 14,8 млрд рублей частных инвестиций.

Также проведена подготовительная работа для строительства социальных и инфраструктурных проектов, что, по словам главы Минэкономики Максима Решетникова, позволит создать основу для ускорения темпов развития.

Сейчас к этой работе подключается и новая правительственная структура – координационный центр. В Кремле поясняют, что этот центр в пределах своих полномочий будет «вести мониторинг проблематики регионов и формулировать предложения по корректировке реализации стратегий развития».

Опасения и предупреждения

Telegram-канал «Алтайский сыр» опасается, что региональные власти будут выполнять поручение президента, используя «лукавую статистику и манипулирование цифрами». Авторы не верят в то, что на Алтае будет совершен экономический прорыв. Канал напоминает, что по итогам 2020-го средняя зарплата в регионе выросла на 7%, однако все равно не дотянула даже до 30 тысяч рублей.

«А с учетом потребительских цен этот рост по факту составил 3,6%. При этом в Республике Алтай средняя зарплата приблизилась к 35 тысячам, а средняя по Сибири в прошлом году составила 42 710 рублей. То же самое и с инвестициями: власти региона отчитались, что в 2020-м в алтайскую промышленность вложены рекордные 13 млрд рублей инвестиций. Хорошо же, правда? Но только львиная доля этих денег – бюджетные, федеральные, из фонда развития края, которые предприятиям дали пусть под небольшой, но процент. А инвесторов в привычном понимании, которые пришли бы со стороны и начали вкладывать рубли в нашу экономику, – увы», – сетуют блогеры.

Канал «Новая искренность» между тем сомневается, что экономические проблемы Тувы удастся решить без строительства железной дороги. Этот проект по распоряжению правительства России решено отложить на пять лет – до 2026 года.

«Так что Тува и дальше будет оставаться беднейшим регионом России с самым высоким уровнем преступности и безработицы. Почему Мишустин решил заморозить проект, который сам же раньше и поддержал (ровно год назад премьер подписал индивидуальную программу социально-экономического развития Тувы до 2024 года, которая подразумевала дорогу), мы не знаем. То ли решение было навеяно недавней встречей с главой республики Кара-оолом, то ли все дело в падении спроса на коксующий уголь из местных месторождений», – пишут авторы.

Канал «Землянка» трактует поручение президента по достижению опережающего роста доходов населения в отстающих регионах как предупреждение губернаторам.

«Согласно поручению, первые результаты – или хотя бы понятные пути их достижения – должны быть предъявлены к 1 июля. Перечисленные в поручении главы регионов, если не добьются совсем ничего, могут оказаться среди первых кандидатов на уход», – полагают авторы.

Какие варианты?

Профессор кафедры региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ Алексей Скопин считает, что для решения проблем отстающих регионов нужны программы развития конкретных муниципалитетов внутри данных субъектов.

«Наши усреднения дают неправильную оценку. В той же Псковской области есть довольно неплохие территории, которые развиваются, а есть территории, находящиеся в упадке. Получается, что усредненная оценка не дает точного представления о том, где именно очень плохо», – объясняет Скопин.

По его мнению, необходимо разделить территории регионов на довольно благополучный центр, полупериферию, которая имеет возможности для развития, и абсолютную периферию – муниципалитеты, у которых нет внутренних ресурсов для развития. Последним обязательно нужна внешняя помощь. Такой подход, уверен Скопин, позволит более точно оценить, сколько человек находятся в бедственном положении, в чем именно они нуждаются. Соответственно, появится четкое понимание путей решения проблемы.

«Возможно, лучше будет просто простимулировать переезд жителей на другие территории. Часто у человека есть недвижимость, но он не может ее продать, потому что территория бесперспективная. Если бы государство выкупало жилой фонд, пусть даже не по рыночной цене, то у человека появлялся бы хоть какой-то первоначальный капитал для переезда. Путей решения проблем очень много, но главное, чтобы они были привязаны к конкретным муниципалитетам», – рассуждает Скопин.

При этом эксперт подчеркивает, что варианты развития сельских территорий существуют и их можно использовать.

«Например, фармацевтика – та же промышленность, но она делится на производство лекарств и сбор сырья. В сельских регионах (например, на Алтае) можно это сырье собирать, причем для этого не надо распахивать огромные территории – сырье содержится в естественных экосистемах. Такой подход сегодня там уже начали практиковать. С туризмом сложнее, для него требуется транспортная инфраструктура», – отметил Скопин.

По словам директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, у государства сегодня есть фактически единственный рычаг влияния на рост реальных доходов населения в отстающих регионах – это социальные пособия и пенсии.

«Не так давно в России ввели выплаты на детей до семи лет в малоимущих семьях, что статистически уже дает рост доходов в этих домашних хозяйствах. Таких семей, как правило, больше всего в сильно отстающих регионах. На Северном Кавказе, например, очень много получателей этих пособий. Если выплаты будут регулярными, если еще их повысят, то и будет опережающий рост доходов населения», – сказала Зубаревич.

Она полагает, что роста доходов населения в депрессивных регионах не удастся достичь за счет роста экономики.

«Повлиять на экономику в этих отстающих регионах неоднократно пытались, но результат, скажем так, неутешительный. А на фоне сегодняшнего кризиса, из которого мы очень медленно выходим, ситуация осложнилась не только в отстающих регионах», – заключила Зубаревич.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: