В связи с обсуждением ограничительных мер, введенных в период пандемии, региональные власти традиционно находились между двух огней. Часть критиков требовали введения более жестких мер (нередко такую позицию занимали политики и публицисты либерального толка); часть – существенного ослабления или полного отказа от соответствующих ограничений (таким людям нередко были близки консервативные или левоконсервативные взгляды).  Здесь можно (при всех различиях) провести аналогии с «водоразделом» в США: акцентирующие внимание на угрозах пандемии либеральные политики из Демпартии и иронизировавшие над Джозефом Байденом «в большой маске» сторонники консерваторов-республиканцев.

По данным исследований «Левада-центра» (организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ от 05.09.2016), в России пик тревожности по поводу опасности заражения коронавирусом наблюдался в ходе опросов в октябре 2020 года. Тогда определенно или скорее опасались заразиться коронавирусом 64% респондентов, в феврале 2021 года доля таких людей среди опрошенных снизилась до 43% (самый низкий показатель, по данным этой социологической службы, за весь период с марта 2020 года). При этом 56% опрошенных 18–24 февраля 2021 года скорее или определенно не боялись заразиться (минимальная доля таких респондентов за прошедший год фиксировалась опять же в октябре 2020 года – 34%). По Москве соответствующие данные могут отличаться, но, скорее всего, не кардинально. Судить об эпидемиологических аспектах вопроса предоставим специалистам в этой области. Но политически шаги Сергея Собянина по ослаблению ограничительных мер (прежде всего решение разблокировать транспортные карты для москвичей 65 лет и старше) именно с 8 марта 2021 года (после зафиксированного в конце февраля существенного снижения тревожности граждан по поводы опасности заражения коронавирусом) являются вполне логичными.

Собственно, с ограничительными мерами в политической повестке Москвы осенью 2020 года – в начале зимы 2021-го были связаны две ключевые темы: требования разблокировать транспортные карты для пожилых граждан (по этому поводу, в частности, был организован сбор подписей на портале Change.org), а также борьба части представителей родительского сообщества против дистанционного обучения школьников. Решения властей по поводу возвращения к очному формату обучения в школах и колледжах с 18 января 2021 года, а также мартовское заявление Сергея Собянина по транспортным картам позволяют снизить недовольство в двух важных электоральных группах: среди граждан среднего возраста (среди которых в целом высоки протестные настроения), а также пенсионеров (за голоса которых «Единая Россия» в сентябре будет конкурировать с партиями парламентской оппозиции, прежде всего с КПРФ).

В целом еще с конца 2020 года в столице происходит постепенное возвращение к доковидной политической повестке (в том числе связанной с различными локальными конфликтами в сфере застройки). Одним из маркеров этого процесса стали вопросы оппозиционных депутатов Мосгордумы в ходе ежегодного отчета мэра Москвы в декабре 2020 года и комментарии оппозиционных политиков по его итогам. Но, собственно, и содержание этого отчета показало, что мэрия города уже тогда стала готовиться к дополнительной актуализации тем, находившихся в фокусе внимания локальных сообществ и оппонентов властей до пандемии (например, обозначив задачи по строительству дополнительной социальной инфраструктуры в городе). Если в последующие месяцы не произойдет существенного осложнения эпидемиологической обстановки, именно доковидная повестка определит содержание парламентской кампании в столице.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: