Тема «варягов» закрыта: почему Старовойт отдал ключевые должности в правительстве местным
Произошедшие в правительстве Курской области кадровые изменения обусловил ряд факторов. Во-первых, с кадровой точки зрения процесс ротации чиновников запустила отставка первого заместителя губернатора Курской области Станислава Набоко. Набоко покинул свой пост по личным причинам, каких-то серьезных претензий к его работе в области не высказывалось. Напротив, несмотря на то что Набоко приехал в Курск с Алтая, он достаточно быстро адаптировался к специфике региональной системы управления и производил впечатление квалифицированного и грамотного специалиста, занимая пост первого вице-губернатора. Однако он не связывал свою судьбу с регионом и при первой серьезной возможности покинул Курскую область.
После отъезда Набоко у Старовойта появилась возможность произвести серьезные изменения в администрации, ключевым из которых стало придание бывшему заместителю губернатора по вопросам инфраструктуры Алексею Смирнову статуса первого заместителя с полномочиями в сфере дорожного хозяйства. Эта трансформация логична и совершенно естественна, учитывая, что инфраструктурное развитие является приоритетным для Старовойта. У всех губернаторов-технократов есть проблема с авторской повесткой, но Роману Старовойту удалось найти собственную нишу, став «губернатором инфраструктурного развития»: он достаточно грамотно адаптирует к региону федеральные тренды, связанные с инфраструктурным развитием, в частности, нацпроекты, и имеет шансы добиться значительных успехов именно на этом поприще.
Важно отметить, что в политическом смысле данное изменение повышает статус Алексея Смирнова, превращая его во второго по значимости ресурсного игрока в регионе. Смирнов в целом занимает интересное положение среди региональной элиты. Он «полуместный» – до 2010 года он делал карьеру в структурах исполнительной власти Курска, а затем уехал и построил успешную карьеру в Москве, причем в одном из интервью Роман Старовойт отмечал, что вернуть Смирнова в регион помог Сергей Собянин. При этом Смирнова нельзя назвать человеком, полностью принадлежащим команде Старовойта, поскольку он не является выходцем из «Росавтодора». Сейчас от эффективности работы Смирнова будет во многом зависеть и оценка работы Старовойта.
В целом уход Набоко показал, что ставка на «варягов», которую делает Роман Старовойт, назначая их на ключевые должности в аппарате правительства региона, приводит региональную систему управления в зависимость от фактора мотивации данных людей, которые обычно не настроены надолго задерживаться в Курске. Примечательно, что в сравнении с соседними регионами уровень «оваряживания» – степени замещения ключевых должностей в структурах исполнительной власти региона – в Курской области самый высокий. Практически все заместители Старовойта, кроме вышеупомянутого «полуместного» Смирнова и чисто местного вице-губернатора, курирующего АПК, Сергея Стародубцева, являются «варягами». Значительная часть должностей в комитетах областного правительства также занята приглашенными людьми. Хотя раньше местные элиты и общественность против этого не возражали, постепенно легкое раздражение от обилия пришедших со стороны на ответственные должности назначенцев накапливается. Вполне вероятно, что Старовойт это почувствовал, поэтому, произведя последние кадровые изменения, Старовойт не стал приглашать в регион новых «варягов» – перераспределение полномочий произошло в рамках уже действующей команды. Как я понимаю, на ближайшее время «варяжская» тема для региона будет закрыта.