Единая система публичной власти в России: поможет ли реформа регионам?
Заявление Павла Крашенинникова о единой системе публичной власти следует рассматривать в контексте принятых 1 июля 2020 года поправок к основному закону страны как продолжение линии по централизации и повышению эффективности государственного управления. Причем речь идет не только о региональной власти, но и о муниципальной. В этой связи многие специалисты по конституционному праву России полагают, что с принятием профильных поправок в Конституции произошел переход от англосаксонской (или, как считают некоторые эксперты, смешанной) модели организации МСУ к континентальной (или французской), которая предусматривает прямую включенность местного самоуправления в государственную вертикаль.
Приведет ли это к сокращению полномочий органов местного самоуправления? На данный момент эти полномочия, откровенно говоря, и так значительно урезаны действующим законодательством. Более того, в ряде субъектов страны региональная власть дополнительно закрутила «маховик централизации» практически до максимума: решение всех ключевых хозяйственных вопросов (от стройки до ритуальных услуг) передано от местной власти на уровень региона, а в ведении МСУ де-факто остались только вопросы благоустройства. Поэтому здесь нужно соблюдать некий разумный баланс полномочий, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Иначе существует опасность тотального поглощения государственной вертикалью местного самоуправления, что приведет к девальвации полномочий местных органов власти.
Если говорить в целом о проблемах муниципального уровня, то следует отметить несколько ключевых вопросов, решение которых скажется на системности и эффективности работы муниципальной власти. В первую очередь это слабая финансово-экономическая основа деятельности МСУ, слабая база для исполнения функциональных обязанностей. Как следствие, подавляющее большинство муниципалитетов являются на сегодняшний момент дотационными. Это поднимает вопрос об их зависимости от бюджетов вышестоящих уровней. При этом ситуация в городских округах с бюджетной обеспеченностью лучше по сравнению с другими муниципальными образованиями. Во-вторых, это двухуровневая система МСУ (городской округ/район и городское/сельское поселение), которая, по мнению многих специалистов, снижает эффективность работы, приводит к конфликтам и бюджетным коллизиям. Оптимизация моделей муниципального управления в части отказа от поселенческого звена – одно из возможных решений вопроса повышения эффективности работы местной власти. Наконец, остро стоит проблема с кадрами и их квалификацией, а также наблюдается несовершенство правового регулирования в работе МСУ.
Таким образом, если изменения при создании единой системы публичной власти в России, которые декларируются государством в лице отдельных спикеров, станут реальными, действенными, то это объективно создаст условия для социально-экономического роста регионов и муниципалитетов, совершенствования управленческих компетенций местных элит, снижения их конфликтности, четкого разграничения полномочий региональных и местных властей – появления единых стандартов, процедур, то есть прозрачных «правил игры». В конечном итоге это скажется на повышении качества жизни людей, их включенности в процесс решения местных проблем, их самореализации и самоорганизации. В противном случае заявленная благая и актуальная реформа в продолжение конституционных изменений станет очередной декларацией на бумаге.