Решат сами: губернаторы ДФО будут регулировать цены на продукты

/

Подписанное Минсельхозом, Минпромторгом РФ, крупнейшими торговыми сетями и производителями продовольственных товаров соглашение о заморозке цен на сахар и подсолнечное масло действует только до Урала включительно. Регулировать цены в Сибири и на Дальнем Востоке будут местные власти. Об этом сообщает ИА REGNUM со ссылкой на официальный сайт правительства РФ. Эксперты считают, что таким образом Мин­пром­торг сни­ма­ет с себя эту от­вет­ствен­ность и пе­ре­кла­ды­ва­ет ее на глав ре­ги­о­нов.

Новые полномочия

Торговые сети, производители продуктов, Минпромторг и Минсельхоз подписали соглашение о стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло. Но на Дальнем Востоке и в Сибири разрешено применять для ценообразования повышающие коэффициенты, сообщает ИА «Восток России».

По информации пресс-службы правительства России, соглашением установлена предельная цена за 1 кг сахара в размере 46 рублей и 110 рублей за 1 л подсолнечного масла. Документ будет действовать с 20 декабря 2020 года до 1 апреля 2021 года. Соглашение подписали производители около 90% сахара и 85% подсолнечного масла в России, отраслевые организации.

Но, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, из-за протяженности России и различий в регионах поставщики и продавцы смогут применять повышающие коэффициенты. В основном это касается Дальнего Востока и Сибири, где значительно выше транспортные расходы. Решение о введении повышающих коэффициентов будут принимать главы регионов.

«Право принимать решения в этой части предоставлено руководителям органов власти субъектов Федерации», – пояснил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

Отказ от ответственности?

За­яв­ле­ние Де­ни­са Ман­ту­ро­ва о на­де­ле­нии гу­бер­на­то­ров Си­би­ри и ДФО пол­но­мо­чи­я­ми са­мо­сто­я­тель­но ре­гу­ли­ро­вать цены на про­дук­ты пер­вой необ­хо­ди­мо­сти обос­но­ва­но тем, что в дан­ных ре­ги­о­нах прак­ти­че­ски от­сут­ству­ют соб­ствен­ные пред­при­я­тия по про­из­вод­ству про­дук­тов и все то­ва­ры по­сту­па­ют туда извне, рассказал про­фес­сор Фи­нан­со­во­го уни­вер­си­те­та при пра­ви­тель­стве РФ, по­ли­то­лог Олег Мат­вей­чев.

Он считает, что гла­вам ре­ги­о­нов вид­нее, ка­кие объ­е­мы тех или иных про­дук­тов необ­хо­ди­мы на­се­ле­нию, ис­хо­дя из это­го, они мо­гут уста­нав­ли­вать адек­ват­ные цены.

«Дан­ная ло­ги­ка ре­гу­ли­ро­ва­ния цен от­ча­сти сов­па­да­ет с ме­ха­низ­ма­ми пла­но­вой эко­но­ми­ки. При этом важ­но от­ме­тить, что и рань­ше ре­гу­ли­ро­ва­ние цен осу­ществ­ля­лось по­доб­ным об­ра­зом. Од­на­ко если пре­жде сто­и­мость про­дук­тов опре­де­ля­ли опто­ви­ки в рам­ках пе­ре­го­во­ров с пред­при­я­ти­я­ми, то те­перь к это­му про­цес­су под­клю­чи­ли гу­бер­на­то­ров, что­бы они мог­ли кон­тро­ли­ро­вать ре­гу­ли­ро­ва­ние цен, ис­хо­дя из ин­те­ре­сов на­се­ле­ния»

Олег Мат­вей­чев

Пра­во са­мо­сто­я­тель­но ре­гу­ли­ро­вать цены на про­дук­ты – это до­пол­ни­тель­ная от­вет­ствен­ность, ко­то­рую фе­де­раль­ный центр воз­ла­га­ет на гу­бер­на­то­ров, подчеркивает ге­не­раль­ный ди­рек­тор ком­му­ни­ка­ци­он­но­го агент­ства Actor Дмит­рий Елов­ский. По его словам, это очень слож­ная за­да­ча: мож­но ска­зать, что, при­ни­мая та­кое ре­ше­ние, Мин­пром­торг, по сути, сни­ма­ет с себя эту от­вет­ствен­ность и пе­ре­кла­ды­ва­ет ее на глав ре­ги­о­нов.

По мнению эксперта, это поз­во­ля­ет Мин­пром­тор­гу из­бе­жать бес­ко­неч­ной борь­бы с лоб­би­ста­ми круп­ных тор­го­вых се­тей и про­из­во­ди­те­лей, по­сколь­ку на уровне ре­ги­о­нов гу­бер­на­то­ры вза­и­мо­дей­ству­ют с дру­ги­ми то­ва­ро­про­из­во­ди­те­ля­ми.

При этом Еловский отмечает, что подобный опыт ре­гу­ли­ро­ва­ния цен у гу­бер­на­то­ров в пе­ри­од пан­де­мии уже есть. На­при­мер, в Ир­кут­ской об­ла­сти был ре­а­ли­зо­ван про­ект «Цена за­фик­си­ро­ва­на», в рам­ках ко­то­ро­го по до­го­во­рен­но­сти с тор­го­вы­ми се­тя­ми цены на часть про­дук­тов были за­фик­си­ро­ва­ны.

Тем не ме­нее, как утверждает эксперт, у гу­бер­на­то­ров пока нет ре­аль­ных ры­ча­гов, что­бы за­фик­си­ро­вать ры­ноч­ные цены на про­дук­ты. Он считает, что для это­го необ­хо­ди­мы из­ме­не­ния в фе­де­раль­ном за­ко­но­да­тель­стве, в нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тах пра­ви­тель­ства, по­сколь­ку на уровне ре­ги­о­нов та­кая де­я­тель­ность не мо­жет осу­ществ­лять­ся с по­мо­щью «во­ле­вых» ре­ше­ний.

«От гу­бер­на­то­ров тре­бу­ет­ся вы­стра­и­ва­ние слож­ных ком­му­ни­ка­ций и до­го­во­рен­но­стей с пред­ста­ви­те­ля­ми мно­го­чис­лен­ных тор­го­вых се­тей и про­из­во­ди­те­лей. Что­бы во­пло­тить в жизнь по­доб­ные ре­ше­ния, гла­вам ре­ги­о­нов необ­хо­ди­мы со­от­вет­ству­ю­щие пол­но­мо­чия. В це­лом для гу­бер­на­то­ров по­доб­ное ре­ше­ние Мин­пром­тор­га – это се­рьез­ный вы­зов, учи­ты­вая, что не все тор­го­вые сети пой­дут им нав­стре­чу»

Дмит­рий Елов­ский

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: