Управлять финансами будут из Москвы: Ингушетию признали банкротом
Ингушетия признана банкротом, управление финансами республики будет передано федеральному Минфину. Об этом сообщает ИА REGNUM. Эксперт рассказал РК, что ввести временную финансовую администрацию возможно в очень ограниченном количестве случаев.
Регион-банкрот
Распоряжение о передаче управления финансами региона подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Он поручил главе республики Махмуду-Али Калиматову подписать соглашение с руководителем Минфина РФ Антоном Силуановым, согласно которому финансовой политикой Ингушетии будут руководить непосредственно из Москвы.
Таким образом, в Ингушетии будут ограничены кассовые выплаты по бюджетным расходам, приостановлены капитальные вложения в ряд проектов и привлечение новых займов для покрытия госдолга. Сам государственный долг на данный момент составляет 3,33 млрд рублей, при этом собственные доходы республики составляют лишь 2,65 млрд рублей. ИА REGNUM сообщает, что уровень госдолга вырос на 64%. Республика оказалась на втором месте в России по наибольшим темпам роста государственного долга после Санкт-Петербурга.
Как сообщает портал rusbankrot.ru, ранее аудиторы Счетной палаты, изучавшие проблему невыполнения республикой принятых на себя обязательств, пришли к выводу, что уже существующие соглашения об оздоровлении государственных финансов власти Ингушетии фактически бойкотируют.
О процедуре и сложностях
В бюджетном законодательстве еще 16 лет назад предусмотрели возможность введения временной финансовой администрации как инструмента управления регионом или муниципалитетом, попавшим в ситуацию банкротства или неплатежеспособности, рассказал в беседе с корреспондентом РК директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.
По его словам, такой инструмент использовался только однажды на муниципальном уровне, причем из-за того, что там была коллизия, связанная со смертью мэра.
Эксперт также добавил, что ввести временную финансовую администрацию возможно в очень ограниченном количестве случаев. У региона должна быть очень большая просроченная задолженность по долговым обязательствам, которая превышает не менее 30% от объема доходов регионального бюджета. Такая ситуация и сложилась в Республике Ингушетия.
Эксперт напоминает, что Ингушетия является самым высокодотационным субъектом Федерации: в отдельные годы объем межбюджетных трансфертов составлял больше 90%. Фактически весь объем бюджета формируется за счет межбюджетных трансфертов, и то он не умещается в заданные рамки, рассказал Климанов. В этой связи, продолжает эксперт, и возникала необходимость наращивания объема бюджетных кредитов, которые дополнительно предоставлялись республике для погашения существующих расходных обязательств.
«В этой связи очень логичны действия, инициируемые федеральным центром по поводу возможного введения внешнего управления. Для этого в Бюджетном кодексе есть целая глава, которая включает несколько статей, описывающих процедуру введения временной финансовой администрации. Но в любом случае правительство должно инициировать эти действия и добиться судебного решения, чтобы такая финансовая администрация была введена. Просто через решение правительства это сделать нельзя»
Владимир Климанов
Соответствующее заключение для обоснования наличия такого сложного финансового положения дала Счетная палата, возглавляемая Алексеем Кудриным, рассказал эксперт.
Он также напомнил, что несколько лет назад он руководил Центром стратегических разработок, который в рамках формирования Стратегии социально-экономического развития страны вынес следующее предложение: ввести большую дифференциацию для субъектов РФ в части бюджетных прав и полномочий, добавив большие возможности для регионов, имеющих высокую бюджетную обеспеченность и отличающихся высоким качеством управления государственными финансами, и, наоборот, снизив бюджетные права и полномочия для высокодотационных регионов и субъектов, где невысокое качество управления региональными финансами.
«То есть такие предложения со стороны центра имели место быть. Видимо, сейчас команда специалистов, работающих в Счетной палате, придерживается похожего подхода, пытаясь найти возможности для повышения качества управления региональными финансами через введение внешнего финансового управления», — резюмировал эксперт.