Производство снижается, а издержки остаются: почему дорожает хлеб
В России зафиксировали рост розничных цен на хлеб. В Волгограде стоимость увеличилась на 1,1% (45,07 рубля за 1 кг). Аналогичную тенденцию заметили и в других регионах России. Например, в Чеченской Республике буханка белого хлеба стала дороже на 2–3 рубля, а в Северной Осетии продукт подорожал сразу на 6 рублей, пишут СМИ.
Что касается роста цен на хлеб, то для этого существует несколько причин. Во-первых, наша хлебопекарная промышленность очень зависима от производителей муки, а также от энергоносителей. Тут сказываются и сезонные факторы – инфляционные процессы. Также в отрасли довольно долго не повышались цены на хлеб, а вся хлебопекарная промышленность (я не имею в виду мелких кустарных производителей) требует модернизации и обновления основных фондов. Этого ей катастрофически не хватает. Конкуренция в этой сфере очень высокая.
Второй фактор: большим производителям сложно конкурировать с мелкими, у которых проще и система налогообложения, и производство.
Третий фактор, скорее, психологический. Сейчас зерно дорожает в связи с тем, что у производителей есть много экспортных контрактов. На этом ажиотаже идут импульсивные ожидания: если зерно дорожает, значит, его якобы не будет хватать. Поэтому производители муки тоже начинают повышать цены. Я не думаю, что этот ажиотаж по поводу цен на зерно будет длительным, все-таки урожай в этом году хороший.
И еще один фактор: в условиях пандемии, к сожалению, доходы населения не повышаются, а продолжают снижаться, поэтому идет уменьшение потребления хлеба, он дорожает и перестает быть обязательным продуктом для россиян. Эти факторы тоже давят на производителей. У них объемы производства снижаются, а издержки остаются прежними, поэтому стоимость хлеба повышается.
Регулировать все это на уровне государства достаточно сложно. Гораздо эффективнее наладить диалог местных властей с бизнесом, узнать, какие причины давят на последний, и минимизировать эти причины. На региональном уровне можно дотировать этих производителей, организовать льготную оплату услуг ЖКХ, например, или какие-то другие преференции и субсидии. Но коммуникация должна быть не только с производителями хлеба. Нужно пообщаться со всеми, кто участвует в этой цепочке: энергетики, поставщики пшеницы, производители муки и, конечно, ретейл, где большая часть накруток.
Если у регионального фонда есть свой резервный запас зерна, который он может использовать и погасить этот психологический ажиотаж, то это тоже могло бы повлиять.