10 лет спустя: какой стала Москва при Собянине

/

Фото: РБК

21 октября 2020 года исполняется 10 лет со дня вступления Сергея Собянина на пост мэра Москвы. Мы решили рассказать вам о наиболее важных проектах и достижениях столицы под руководством Собянина за десятилетний период. Сам градоначальник считает, что главный итог его работы заключается в том, что жители столицы стали больше любить город.

Борьба с распространением COVID-19

Тема, способная вытеснить из информационного поля, кажется, уже любую новость, – борьба с распространением коронавирусной инфекции. На протяжении всей пандемии мы неоднократно обращались к этой теме, подробно освещая и комментируя принимаемые меры.

Фото: Интерфакс

Эксперты неоднократно отмечали, что Москва достойно преодолела весенний период, когда всплеск заболеваемости был особенно велик. Напомним, что с конца марта до начала июня в столице действовал режим самоизоляции для граждан, временно не работали кафе, рестораны и клубы, также была приостановлена работа предприятий розничной торговли, кроме аптек и продовольственных магазинов. С марта по август не работали кинотеатры и концертные залы. В апреле – июне для передвижения по городу действовали цифровые пропуска.

 

Генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов отмечает, что эффективная политика городских властей в бюджетной сфере, а также многолетние усилия по обновлению технологической базы столичных учреждений здравоохранения позволили справиться с вызовами пандемии и вводить более мягкие ограничительные меры, чем во многих столицах и крупных городах мира.

Орлов также отметил, что с весны 2020 года дополнительную социальную поддержку от города в разных формах получили более 8 млн жителей столицы, в том числе 1,9 млн москвичей в возрасте старше 65 лет или страдающих хроническими заболеваниями, соблюдавших режим самоизоляции, или 3,5 млн собственников жилья, освобожденных от взносов на капремонт в II квартале текущего года.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что, чтобы оценить эффективность управленческого стиля Сергея Собянина, достаточно обратиться к двум периодам пандемии коронавируса – весеннему и нынешнему.

По словам эксперта, в первом случае ему удалось организовать максимально эффективный и минимально разрушительный карантин, причем московский опыт стал базовым для большинства регионов. Говоря о сегодняшней ситуации, эксперт отмечает, что, несмотря на ряд заметных действий, в целом работа системы безопасности в Москве сейчас выстроена таким образом, что население практически не замечает обременительного воздействия вводимых ограничений, а это говорит об очень высоком уровне управленческих способностей Сергея Собянина.

Дорожная инфраструктура и транспорт

Фото: АиФ

Не менее важная тема для любого москвича – дорожная ситуация в городе. Пробки – это, без сомнения, одна из самых известных проблем в столице. Поэтому вполне естественно, что ее решению уделяется большое внимание. Об успехах в борьбе с автомобильной загруженностью свидетельствуют цифры.

Так, в годы руководства Сергеем Собяниным Москвой в городе построено более 940 км автомобильных дорог, порядка 300 эстакад, мостов и тоннелей и более 240 внеуличных пешеходных переходов. Средняя скорость личного транспорта на основных магистралях выросла на 18% – до 53 км/ч. В 2019 году введена в строй Северо-Западная хорда (83 км), связавшая Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный административные округа столицы, минуя центр города. Строятся Северо-Восточная (106 км, соединит север, восток и юго-восток города) и Юго-Восточная хорды (101,4 км, между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе), Южная рокада (65 км с дублерами, пройдет от развязки Рублевского шоссе с МКАД до улицы Верхние Поля в Капотне).

Фото: Ведомости

Помимо этого, создаются дополнительные условия для разгрузки дорог. Среди них можно выделить организацию зон платных парковок. Эта распространенная мировая практика особенно эффективна в будние дни: для поездки на работу многие предпочтут личному автомобилю общественный транспорт. Стоит отметить, что по воскресеньям и в праздничные дни в большинстве таких зон можно оставить машину бесплатно. Это существенно разгружает дороги, а вкупе с развитием общественного транспорта позволяет москвичам максимально быстро и комфортно передвигаться в пределах города.

Фото: speedcam.online

Также стоит отметить и еще одно заметное изменение: с 2010 года на наиболее загруженных магистралях создаются выделенные полосы для движения наземного пассажирского транспорта. Так, москвичи, пользующиеся автобусами, могут наиболее быстро добраться из пункта А в пункт Б. В настоящее время в городе насчитывается более 350 км выделенных полос, по которым проходят 660 маршрутов общественного транспорта (63% от общего количества). Каждый день ими пользуются порядка 4 млн пассажиров.

В целом развитие общественного транспорта – одно из самых заметных изменений этого десятилетия. Маршрутки, старые автобусы и неуютные остановки остались в прошлом. На смену им приходят высокие технологии и комфорт. Почти на всех видах общественного транспорта есть свободный доступ к Интернету через Wi-Fi, предусмотрены USB-зарядки для гаджетов, оборудование для маломобильных граждан. Также появились ночные и социальные маршруты (обеспечивают передвижение горожан до поликлиник и других социально значимых объектов).

Фото: РИА Новости

С 2010 года столичный парк вагонов метро обновился на 57%, автобусов – на 100%, трамваев – на 70%, вагонов пригородного железнодорожного транспорта – на 60%. Также появился совершенно новый вид общественного транспорта – электробусы. На данный момент парк такого экологически чистого транспорта насчитывает 300 единиц.

За 10 лет было построено более 100 км линий московского метрополитена, открыто 56 новых станций. В частности, в 2019–2020 годах заработала Некрасовская линия (10 станций). В феврале 2018 года был открыт первый участок Большой кольцевой линии (БКЛ) метрополитена длиной 10,5 км, состоящий из пяти станций. В декабре того же года он был продлен до «Савеловской». В перспективе общая длина БКЛ составит 70 км, на ней будет 31 станция.

Фото: Metronews.ru

В 2016 году открыта 31 станция Московского центрального кольца (МЦК) – внутригородской кольцевой линии пассажирских электропоездов, использующей инфраструктуру Малого кольца Московской железной дороги. Общая длина МЦК – 54 км. Новый вид транспорта позволил на 15% разгрузить Кольцевую линию метрополитена и на 20–40% – железнодорожные вокзалы.

В ноябре 2019 года открылось движение по двум Московским центральным диаметрам (МЦД), предусматривающим сквозное движение пригородных электропоездов через центральную часть города.

За­ме­сти­тель ди­рек­то­ра Ин­сти­ту­та ис­то­рии и по­ли­ти­ки МПГУ кан­ди­дат ис­то­ри­че­ских наук Вла­ди­мир Ша­по­ва­лов считает, что са­мое боль­шое до­сти­же­ние дей­ству­ю­ще­го мэра Моск­вы Сер­гея Со­бя­ни­на за 10 лет ра­бо­ты – это раз­ви­тие транс­порт­но­го со­об­ще­ния. В сто­ли­це про­изо­шла на­сто­я­щая «транс­порт­ная ре­во­лю­ция», сказал он.

«Важ­ное зна­че­ние име­ет на­зем­ное мет­ро – МЦК, МЦД. Это очень се­рьез­ные про­ек­ты. Из по­след­не­го – ввод в ка­че­стве пас­са­жир­ско­го транс­пор­та элек­тро­бу­сов, за­ме­на трол­лей­бу­сов на ав­то­бу­сы. Если срав­ни­вать на­чаль­ный и за­вер­ша­ю­щий пе­ри­о­ды дан­но­го де­ся­ти­ле­тия, то в плане транс­порт­но­го со­об­ще­ния это небо и зем­ля. Даже за одно это – ин­тен­сив­ную ра­бо­ту по со­зда­нию со­вре­мен­ной транс­порт­ной сети – Сер­гея Со­бя­ни­на мож­но оце­ни­вать как чрез­вы­чай­но успеш­но­го и эф­фек­тив­но­го управ­лен­ца», – отметил Шаповалов.

Благоустройство и строительство

В 2014–2018 годах в Москве действовала программа благоустройства «Моя улица», согласно которой был реконструирован ряд улиц, созданы пешеходные пространства, отремонтированы фасады домов и так далее. С 2018 года действует программа «Мой район», включающая в себя не только благоустройство улиц и парков, но и комплексное развитие жилых районов столицы (ремонт поликлиник, библиотек, строительство школ и детских садов и так далее).

Всего с 2011 года в Москве благоустроили и реконструировали более 410 улиц, площадей, набережных и общественных пространств, около 750 парков и зеленых территорий, высадили более 7 млн деревьев и кустарников. Среди самых масштабных проектов – благоустройство Тверской, Мясницкой, Большой Никитской улиц, Нового Арбата. В городе были созданы пешеходные улицы и зоны, среди которых маршруты по улицам Маросейка, Покровка, Кузнецкий мост, Рождественка, а также Столешников и Камергерский переулки.

Фото: «Вести Образования»

В 2011–2020 годах в городе построено порядка 400 школ и детских садов, более 90 поликлиник и больниц, около 3000 жилых домов, примерно 400 объектов торговли и услуг, около 300 административно-деловых зданий, порядка 50 объектов культуры и столько же гостиниц. Реконструировали участки набережных Москвы-реки. С 2011 года в столице возведено более 120 крупных спортивных сооружений.

 

Говоря о строительстве в столице, нельзя обойти стороной и реновацию. 1 июля 2017 года в Москве стартовала программа обновления жилого фонда. В августе того же года мэр утвердил список домов, вошедших в программу по итогам голосования жителей столицы: более 5 тысяч зданий, в основном пятиэтажные хрущевки. Это составило почти 70% всего городского фонда такого типа. Впоследствии список менялся. В настоящее время в программу включено 5174 дома (по данным Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы).

Здравоохранение и соцподдержка

В 2011 году московские власти начали реформу столичного здравоохранения, в ходе которой поликлиники были объединены в амбулаторные объединения, а городские больницы укрупнены.

В настоящее время бесплатную медицинскую помощь населению Москвы оказывают филиалы (районные поликлиники) и головные организации поликлинических центров, многопрофильные больничные комплексы и станции скорой помощи. Медучреждения столицы за последние годы оснащены современным высокотехнологичным оборудованием.

В 2012 году введена электронная запись на прием к врачам через Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС) и сервис mos.ru. В 2015 году в системе столичного здравоохранения начали создавать электронные медицинские карты пациентов. С января 2020 года онлайн-доступ к ним получили все москвичи. По состоянию на сентябрь 2020 года новой услугой воспользовались более 1 млн жителей столицы (из них свыше 180 тысяч – мобильной версией).

В 2017 году в московских поликлиниках появились врачи общей практики – терапевты, прошедшие переподготовку и получившие дополнительные знания в сфере отоларингологии, неврологии и так далее. Начал действовать проект «Московский врач», в рамках которого медики, которым присвоен соответствующий статус, получают ежемесячную надбавку в размере от 15 тысяч рублей.

Фото: m24.ru

С 2010 по 2020 год городской социальный стандарт неработающего пенсионера в Москве, включающий в себя основную пенсию и городскую надбавку, увеличился на 59% – с 12 275 рублей до 19 500 рублей в месяц. На доплаты к пенсиям в 2010 году было направлено 91,4 млрд рублей, в 2020-м в бюджете города на эти цели заложено 157,4 млрд рублей.

С марта 2018 года в Москве действует программа «Московское долголетие», предназначенная для граждан старшего поколения. В программе участвуют более 300 тысяч москвичей.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев особенно отмечает расширение социальной поддержки.

«Конечно, Москве за счет объемного бюджета легче обеспечивать специальные возможности и льготы для пенсионеров. Тем не менее система социальной защиты в столице развита очень эффективно, что оказывает благоприятное влияние не только на положение самих пенсионеров, но и на городскую экономику, поскольку она определяется покупательной способностью населения», – рассказал Журавлев.

Образование и Digital

В 2011 году в столице проводились реформа и модернизация образования. Все районные школы и дошкольные учреждения были объединены в крупные образовательные комплексы, состоящие из нескольких корпусов дошкольного, начального и среднего образования. Таким образом, число школ уменьшилось с примерно 4 тысяч в 2011 году до более 530 в 2020 году. Учреждения городского среднего образования перешли на новый принцип финансирования, так называемый нормативно-подушевой: все столичные школы ежегодно получают из бюджета равные суммы на каждого ученика.

В 2012 году в столичных школах были введены электронные дневники и журналы. С 2016-го действует проект «Московская электронная школа» (МЭШ), включающий в себя электронные учебники, тесты, контрольные работы, интерактивные сценарии уроков, виртуальные лаборатории, библиотеки и так далее. Благодаря системе во время пандемии школы легко могли перейти на режим дистанционного образования.

Особый стиль мэра

«Управ­лен­че­ский стиль Со­бя­ни­на – это со­че­та­ние де­ло­во­го, ме­не­дже­ри­аль­но­го и де­мо­кра­ти­че­ско­го сти­лей. Сер­гей Со­бя­нин и его окру­же­ние пре­жде все­го де­мон­стри­ру­ют вы­со­кую сте­пень эф­фек­тив­но­сти в при­ня­тии и ре­а­ли­за­ции тех или иных управ­лен­че­ских ре­ше­ний. В то же вре­мя это со­че­та­ет­ся с до­ступ­но­стью, от­кры­то­стью в об­ще­нии. Мэр сам по­сто­ян­но де­мон­стри­ру­ет ак­тив­ность, от­кры­тость и го­тов­ность идти с лю­дь­ми на диа­лог, на пря­мой кон­такт. Того же он тре­бу­ет и от сво­ей ко­ман­ды. Ко­неч­но, важ­ным эле­мен­том яв­ля­ет­ся раз­ви­тие та­ких оп­ций, как «Ак­тив­ный граж­да­нин», усо­вер­шен­ство­ва­ние си­сте­мы МФЦ. Это все со­зда­ет от­кры­тый и ха­рак­тер­ный для ны­неш­ней мэ­рии стиль управ­ле­ния»

Вла­ди­мир Ша­по­ва­лов, 
за­ме­сти­тель ди­рек­то­ра Ин­сти­ту­та ис­то­рии и по­ли­ти­ки МПГУ

«10 лет Собянина – это прежде всего особый политический стиль. С помощью различных сервисов (сервисов в самом широком определении) власть в Москве стала открытой – для жителей, для туристов, для инвесторов. Рост доходов городского бюджета, новая инфраструктура, комфортная городская среда и общественные пространства – все это и многое другое стало возможным именно благодаря политическому стилю Собянина, основанному на диалоге и открытости со всеми, кто к диалогу готов, и на технократической стандартизации решений. «Как похорошела Москва» – это, может быть, слишком часто используемый мем. Но он не позволяет упустить основного, сущностного, главного. Перемены в Москве при Собянине – это, конечно, перемены к лучшему. Город стал другим, и в этом, несомненно, велика заслуга мэра»

Дмитрий Орлов, генеральный директор АПЭК

«Ключевой особенностью стиля Сергея Собянина является его федеральный подход. Он рассматривает город с позиции человека федерального уровня, и в этом заключается его сила, хотя в то же время именно этот аспект вызывает негатив со стороны части граждан, которые хотели бы, чтобы мэр был исключительно городским главой. На мой же взгляд, федеральный подход – это очевидный плюс, а не минус»

Журавлев Дмитрий, 
генеральный директор Института региональных проблем

Сам Сергей Собянин в интервью ТАСС заявил, что главный итог его работы заключается в том, что жители столицы стали больше любить город:

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: