10 лет спустя: какой стала Москва при Собянине
21 октября 2020 года исполняется 10 лет со дня вступления Сергея Собянина на пост мэра Москвы. Мы решили рассказать вам о наиболее важных проектах и достижениях столицы под руководством Собянина за десятилетний период. Сам градоначальник считает, что главный итог его работы заключается в том, что жители столицы стали больше любить город.
Борьба с распространением COVID-19
Тема, способная вытеснить из информационного поля, кажется, уже любую новость, – борьба с распространением коронавирусной инфекции. На протяжении всей пандемии мы неоднократно обращались к этой теме, подробно освещая и комментируя принимаемые меры.
Эксперты неоднократно отмечали, что Москва достойно преодолела весенний период, когда всплеск заболеваемости был особенно велик. Напомним, что с конца марта до начала июня в столице действовал режим самоизоляции для граждан, временно не работали кафе, рестораны и клубы, также была приостановлена работа предприятий розничной торговли, кроме аптек и продовольственных магазинов. С марта по август не работали кинотеатры и концертные залы. В апреле – июне для передвижения по городу действовали цифровые пропуска.
Генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов отмечает, что эффективная политика городских властей в бюджетной сфере, а также многолетние усилия по обновлению технологической базы столичных учреждений здравоохранения позволили справиться с вызовами пандемии и вводить более мягкие ограничительные меры, чем во многих столицах и крупных городах мира.
Орлов также отметил, что с весны 2020 года дополнительную социальную поддержку от города в разных формах получили более 8 млн жителей столицы, в том числе 1,9 млн москвичей в возрасте старше 65 лет или страдающих хроническими заболеваниями, соблюдавших режим самоизоляции, или 3,5 млн собственников жилья, освобожденных от взносов на капремонт в II квартале текущего года.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что, чтобы оценить эффективность управленческого стиля Сергея Собянина, достаточно обратиться к двум периодам пандемии коронавируса – весеннему и нынешнему.
По словам эксперта, в первом случае ему удалось организовать максимально эффективный и минимально разрушительный карантин, причем московский опыт стал базовым для большинства регионов. Говоря о сегодняшней ситуации, эксперт отмечает, что, несмотря на ряд заметных действий, в целом работа системы безопасности в Москве сейчас выстроена таким образом, что население практически не замечает обременительного воздействия вводимых ограничений, а это говорит об очень высоком уровне управленческих способностей Сергея Собянина.
Дорожная инфраструктура и транспорт
Не менее важная тема для любого москвича – дорожная ситуация в городе. Пробки – это, без сомнения, одна из самых известных проблем в столице. Поэтому вполне естественно, что ее решению уделяется большое внимание. Об успехах в борьбе с автомобильной загруженностью свидетельствуют цифры.
Так, в годы руководства Сергеем Собяниным Москвой в городе построено более 940 км автомобильных дорог, порядка 300 эстакад, мостов и тоннелей и более 240 внеуличных пешеходных переходов. Средняя скорость личного транспорта на основных магистралях выросла на 18% – до 53 км/ч. В 2019 году введена в строй Северо-Западная хорда (83 км), связавшая Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный административные округа столицы, минуя центр города. Строятся Северо-Восточная (106 км, соединит север, восток и юго-восток города) и Юго-Восточная хорды (101,4 км, между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе), Южная рокада (65 км с дублерами, пройдет от развязки Рублевского шоссе с МКАД до улицы Верхние Поля в Капотне).
Помимо этого, создаются дополнительные условия для разгрузки дорог. Среди них можно выделить организацию зон платных парковок. Эта распространенная мировая практика особенно эффективна в будние дни: для поездки на работу многие предпочтут личному автомобилю общественный транспорт. Стоит отметить, что по воскресеньям и в праздничные дни в большинстве таких зон можно оставить машину бесплатно. Это существенно разгружает дороги, а вкупе с развитием общественного транспорта позволяет москвичам максимально быстро и комфортно передвигаться в пределах города.
Также стоит отметить и еще одно заметное изменение: с 2010 года на наиболее загруженных магистралях создаются выделенные полосы для движения наземного пассажирского транспорта. Так, москвичи, пользующиеся автобусами, могут наиболее быстро добраться из пункта А в пункт Б. В настоящее время в городе насчитывается более 350 км выделенных полос, по которым проходят 660 маршрутов общественного транспорта (63% от общего количества). Каждый день ими пользуются порядка 4 млн пассажиров.
В целом развитие общественного транспорта – одно из самых заметных изменений этого десятилетия. Маршрутки, старые автобусы и неуютные остановки остались в прошлом. На смену им приходят высокие технологии и комфорт. Почти на всех видах общественного транспорта есть свободный доступ к Интернету через Wi-Fi, предусмотрены USB-зарядки для гаджетов, оборудование для маломобильных граждан. Также появились ночные и социальные маршруты (обеспечивают передвижение горожан до поликлиник и других социально значимых объектов).
С 2010 года столичный парк вагонов метро обновился на 57%, автобусов – на 100%, трамваев – на 70%, вагонов пригородного железнодорожного транспорта – на 60%. Также появился совершенно новый вид общественного транспорта – электробусы. На данный момент парк такого экологически чистого транспорта насчитывает 300 единиц.
За 10 лет было построено более 100 км линий московского метрополитена, открыто 56 новых станций. В частности, в 2019–2020 годах заработала Некрасовская линия (10 станций). В феврале 2018 года был открыт первый участок Большой кольцевой линии (БКЛ) метрополитена длиной 10,5 км, состоящий из пяти станций. В декабре того же года он был продлен до «Савеловской». В перспективе общая длина БКЛ составит 70 км, на ней будет 31 станция.
В 2016 году открыта 31 станция Московского центрального кольца (МЦК) – внутригородской кольцевой линии пассажирских электропоездов, использующей инфраструктуру Малого кольца Московской железной дороги. Общая длина МЦК – 54 км. Новый вид транспорта позволил на 15% разгрузить Кольцевую линию метрополитена и на 20–40% – железнодорожные вокзалы.
В ноябре 2019 года открылось движение по двум Московским центральным диаметрам (МЦД), предусматривающим сквозное движение пригородных электропоездов через центральную часть города.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ кандидат исторических наук Владимир Шаповалов считает, что самое большое достижение действующего мэра Москвы Сергея Собянина за 10 лет работы – это развитие транспортного сообщения. В столице произошла настоящая «транспортная революция», сказал он.
«Важное значение имеет наземное метро – МЦК, МЦД. Это очень серьезные проекты. Из последнего – ввод в качестве пассажирского транспорта электробусов, замена троллейбусов на автобусы. Если сравнивать начальный и завершающий периоды данного десятилетия, то в плане транспортного сообщения это небо и земля. Даже за одно это – интенсивную работу по созданию современной транспортной сети – Сергея Собянина можно оценивать как чрезвычайно успешного и эффективного управленца», – отметил Шаповалов.
Благоустройство и строительство
В 2014–2018 годах в Москве действовала программа благоустройства «Моя улица», согласно которой был реконструирован ряд улиц, созданы пешеходные пространства, отремонтированы фасады домов и так далее. С 2018 года действует программа «Мой район», включающая в себя не только благоустройство улиц и парков, но и комплексное развитие жилых районов столицы (ремонт поликлиник, библиотек, строительство школ и детских садов и так далее).
Всего с 2011 года в Москве благоустроили и реконструировали более 410 улиц, площадей, набережных и общественных пространств, около 750 парков и зеленых территорий, высадили более 7 млн деревьев и кустарников. Среди самых масштабных проектов – благоустройство Тверской, Мясницкой, Большой Никитской улиц, Нового Арбата. В городе были созданы пешеходные улицы и зоны, среди которых маршруты по улицам Маросейка, Покровка, Кузнецкий мост, Рождественка, а также Столешников и Камергерский переулки.
В 2011–2020 годах в городе построено порядка 400 школ и детских садов, более 90 поликлиник и больниц, около 3000 жилых домов, примерно 400 объектов торговли и услуг, около 300 административно-деловых зданий, порядка 50 объектов культуры и столько же гостиниц. Реконструировали участки набережных Москвы-реки. С 2011 года в столице возведено более 120 крупных спортивных сооружений.
Говоря о строительстве в столице, нельзя обойти стороной и реновацию. 1 июля 2017 года в Москве стартовала программа обновления жилого фонда. В августе того же года мэр утвердил список домов, вошедших в программу по итогам голосования жителей столицы: более 5 тысяч зданий, в основном пятиэтажные хрущевки. Это составило почти 70% всего городского фонда такого типа. Впоследствии список менялся. В настоящее время в программу включено 5174 дома (по данным Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы).
Здравоохранение и соцподдержка
В 2011 году московские власти начали реформу столичного здравоохранения, в ходе которой поликлиники были объединены в амбулаторные объединения, а городские больницы укрупнены.
В настоящее время бесплатную медицинскую помощь населению Москвы оказывают филиалы (районные поликлиники) и головные организации поликлинических центров, многопрофильные больничные комплексы и станции скорой помощи. Медучреждения столицы за последние годы оснащены современным высокотехнологичным оборудованием.
В 2012 году введена электронная запись на прием к врачам через Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС) и сервис mos.ru. В 2015 году в системе столичного здравоохранения начали создавать электронные медицинские карты пациентов. С января 2020 года онлайн-доступ к ним получили все москвичи. По состоянию на сентябрь 2020 года новой услугой воспользовались более 1 млн жителей столицы (из них свыше 180 тысяч – мобильной версией).
В 2017 году в московских поликлиниках появились врачи общей практики – терапевты, прошедшие переподготовку и получившие дополнительные знания в сфере отоларингологии, неврологии и так далее. Начал действовать проект «Московский врач», в рамках которого медики, которым присвоен соответствующий статус, получают ежемесячную надбавку в размере от 15 тысяч рублей.
С 2010 по 2020 год городской социальный стандарт неработающего пенсионера в Москве, включающий в себя основную пенсию и городскую надбавку, увеличился на 59% – с 12 275 рублей до 19 500 рублей в месяц. На доплаты к пенсиям в 2010 году было направлено 91,4 млрд рублей, в 2020-м в бюджете города на эти цели заложено 157,4 млрд рублей.
С марта 2018 года в Москве действует программа «Московское долголетие», предназначенная для граждан старшего поколения. В программе участвуют более 300 тысяч москвичей.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев особенно отмечает расширение социальной поддержки.
«Конечно, Москве за счет объемного бюджета легче обеспечивать специальные возможности и льготы для пенсионеров. Тем не менее система социальной защиты в столице развита очень эффективно, что оказывает благоприятное влияние не только на положение самих пенсионеров, но и на городскую экономику, поскольку она определяется покупательной способностью населения», – рассказал Журавлев.
Образование и Digital
В 2011 году в столице проводились реформа и модернизация образования. Все районные школы и дошкольные учреждения были объединены в крупные образовательные комплексы, состоящие из нескольких корпусов дошкольного, начального и среднего образования. Таким образом, число школ уменьшилось с примерно 4 тысяч в 2011 году до более 530 в 2020 году. Учреждения городского среднего образования перешли на новый принцип финансирования, так называемый нормативно-подушевой: все столичные школы ежегодно получают из бюджета равные суммы на каждого ученика.
В 2012 году в столичных школах были введены электронные дневники и журналы. С 2016-го действует проект «Московская электронная школа» (МЭШ), включающий в себя электронные учебники, тесты, контрольные работы, интерактивные сценарии уроков, виртуальные лаборатории, библиотеки и так далее. Благодаря системе во время пандемии школы легко могли перейти на режим дистанционного образования.
Особый стиль мэра
«Управленческий стиль Собянина – это сочетание делового, менеджериального и демократического стилей. Сергей Собянин и его окружение прежде всего демонстрируют высокую степень эффективности в принятии и реализации тех или иных управленческих решений. В то же время это сочетается с доступностью, открытостью в общении. Мэр сам постоянно демонстрирует активность, открытость и готовность идти с людьми на диалог, на прямой контакт. Того же он требует и от своей команды. Конечно, важным элементом является развитие таких опций, как «Активный гражданин», усовершенствование системы МФЦ. Это все создает открытый и характерный для нынешней мэрии стиль управления»
Владимир Шаповалов,
заместитель директора Института истории и политики МПГУ
«10 лет Собянина – это прежде всего особый политический стиль. С помощью различных сервисов (сервисов в самом широком определении) власть в Москве стала открытой – для жителей, для туристов, для инвесторов. Рост доходов городского бюджета, новая инфраструктура, комфортная городская среда и общественные пространства – все это и многое другое стало возможным именно благодаря политическому стилю Собянина, основанному на диалоге и открытости со всеми, кто к диалогу готов, и на технократической стандартизации решений. «Как похорошела Москва» – это, может быть, слишком часто используемый мем. Но он не позволяет упустить основного, сущностного, главного. Перемены в Москве при Собянине – это, конечно, перемены к лучшему. Город стал другим, и в этом, несомненно, велика заслуга мэра»
Дмитрий Орлов, генеральный директор АПЭК
«Ключевой особенностью стиля Сергея Собянина является его федеральный подход. Он рассматривает город с позиции человека федерального уровня, и в этом заключается его сила, хотя в то же время именно этот аспект вызывает негатив со стороны части граждан, которые хотели бы, чтобы мэр был исключительно городским главой. На мой же взгляд, федеральный подход – это очевидный плюс, а не минус»
Журавлев Дмитрий, генеральный директор Института региональных проблем
Сам Сергей Собянин в интервью ТАСС заявил, что главный итог его работы заключается в том, что жители столицы стали больше любить город: