Для создания качественной городской среды нужны не чиновники, а архитекторы
На сегодняшний день регионы получают объемную федеральную субсидию на реализацию национального проекта «Жилье и городская среда» и на программу формирования комфортной городской среды, которая идет по линии Министерства строительства и ЖКХ РФ. Как специалист, работающий в этой сфере, я вижу работу министерства в данном направлении. Минстрой России ведет последовательную политику развития работы с городской средой. Данная программа, безусловно, очень емкая с разных точек зрения. Она в краткосрочной перспективе дает довольно ощутимый результат, влияет на повышение базового комфорта горожан. Парки, набережные, улицы, дворы – это то, с чем горожане сталкиваются каждый день. Вопросы о том, как выглядит и функционирует среда, насколько окружающая действительность отвечает растущим запросам жителей, приобретают все большее значение.
Однако при реализации федерального проекта формирования комфортной городской среды, на мой взгляд, нужно обратить внимание на то, как работают разные регионы. Необходимо держать под контролем вопрос распределения бюджета на уровне регионов и муниципалитетов и избегать перекоса в разделе средств между общественными и дворовыми территориями. Зачастую федеральные деньги выделяются без четкого указания со стороны министерства, сколько должен потратить конкретный субъект или муниципалитет на общественные (парки, улицы, площади и так далее) и дворовые территории. В результате многие муниципалитеты пытаются на деньги из федерального бюджета провести ремонт дворовых территорий (в том числе расширение парковочного пространства, асфальтирование, установку детских площадок). Тем не менее, на мой взгляд, эффективнее было бы сконцентрироваться на более значимых для всех горожан общественных территориях и привлечь к этому процессу профильных специалистов (архитекторов, дизайнеров), а не чиновников, которые зачастую делают акцент на увеличении площади благоустроенной среды, а не на ее интенсивном развитии. Важно создавать среду, отвечающую сформировавшимся критериям и трендам, которые поддаются качественным, а не количественным измерениям.
Появление знаковых городских пространств и активная работа с городской средой – это то, что сегодня стоит на повестке дня. В отдельных регионах реализуются лучшие практики. Так, в число флагманов благоустройства входит Татарстан, Башкортостан, Московская и Нижегородская области. Однако многие регионы показывают достаточно спорные результаты, поэтому при реализации программы формирования комфортной городской среды я считаю необходимым смещение акцента на качественные, а не количественные показатели.