Белгородская дума – это «совет директоров», с которым новому губернатору придется считаться
Интригу с транзитом власти в Белгородской области в целом можно считать завершенной. Как известно, она началась 17 сентября с назначения Дениса Буцаева первым зампредом правительства и объявления Евгением Савченко о своей отставке. Затем возникла интересная пауза, которая продолжалась вплоть до 22 сентября. Примечательно, что в этот период пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков сказал, что в Кремле заявления от Савченко не получали.
Все эти события произошли очень неожиданно, причем никаких серьезных оснований для ускоренного транзита в Белгородской области не было. Показатели социально-экономического развития региона очень успешные, ситуация в области стабильная. Наконец, говоря о выборах в Белгородскую городскую думу с точки зрения тех оценок, которые сегодня применяет Кремль к подобным кампаниям, прежде всего к результатам «Единой России», итоги выборов оказались очень неплохими.
С моей точки зрения, отставка Савченко и появление классического «варяга» Буцаева, который, правда, какое-то время в детстве жил в Белгородской области, но, безусловно, является почти стопроцентным «варягом», поскольку его сознательная трудовая биография никак не связана с областью, обусловлены очень мощным давлением из Москвы – со стороны администрации президента и заинтересованных групп. Белгородская область – «лакомый» актив, по всей видимости, сейчас заинтересованные группы поняли, что можно воспользоваться сложившимся положением для того, чтобы подтолкнуть Евгения Савченко к уходу и поставить на должность врио человека, представляющего влиятельных федеральных игроков.
Тем не менее Евгений Савченко – человек очень изощренный, понятно, что 27 лет руководства регионом не прошли для него даром. В отличие от тех же черноземных губернаторов, в том числе Александра Михайлова, который руководил Курской областью, или Олега Королева, руководившего Липецкой областью, Савченко все же успел выстроить эшелонированную систему с консолидированной местной элитой, которая будет ограничивать нового врио. Прежде всего я имею в виду новый состав областной думы, в который по спискам «Единой России», а также как одномандатники попали около трех десятков генеральных директоров и председателей советов директоров крупнейших хозяйствующих субъектов Белгородской области. Фактически нынешний состав областной думы – это такой «совет директоров» Белгородской области, который будет контролировать практически всю региональную экономику и с которым, безусловно, будут считаться врио и новый губернатор.
Кроме того, неожиданно для многих спикером областной думы стала Ольга Павлова, бывший заместитель Савченко по политическим вопросам. Это очень эффективный и цепкий человек. Именно Павлова и проводила эти выборы, подбирала кандидатов от ЕР и непосредственно работала с «советом директоров» в ходе избирательных кампаний. Возглавив областную думу, которая представляет собой собрание руководителей всех ключевых хозяйствующих субъектов региона, Павлова как региональный политический тяжеловес будет в значительной степени независимым, но опирающимся на ресурсный потенциал субъектом, взаимодействующим с врио, ограничивающим и направляющим его. Политическая субъектность Белгородской областной думы в новом политическом цикле в значительной мере возрастает. Савченко удалось выстроить подобную систему и консолидировать местную элиту накануне смены власти.
Конечно, губернатор все равно будет доминирующим актором. В нынешней политической конструкции у губернатора огромные полномочия и, как правило, он все-таки становится очень мощной фигурой в регионе, даже несмотря на «варяжский» статус и первоначальное незнание специфики региона. Затем так называемые технократы-«варяги» постепенно осваиваются, усиливают свой политический и ресурсный вес.
Однако нужно иметь в виду, что Белгородская область – это очень развитый регион. Для Буцаева будут серьезными структурными ограничениями сама развитость экономики, мощность региональных игроков и областная дума как гораздо более автономный и активный политический субъект. Думаю, что новый врио будет проводить взвешенную политику, основанную на консенсусе с местными элитами, с которыми ему придется разрабатывать программу обновления и развития региона (и так при этом развитого). А это очень серьезный вызов для Буцаева: одно дело – быть оператором национальных проектов в среднеразвитом регионе, а другое – предлагать развитому региону новые векторы развития. Без конструктивного взаимодействия с местными элитами, которые теперь имеют в качестве активного политического субъекта областную думу, у Буцаева не получится руководить регионом.