Классическое партстроительство и современные медийные кампании: как борются за аудиторию новые партии
Я много раз говорил о том, что текущая партийная система в кризисе. У нас есть серьезное недоверие со стороны избирателей ко всем существующим партиям – как к системным («Единая Россия»), так и к оппозиционным. В связи с тем что действующие партии, парламентские и околопарламентские, постепенно теряют свой электорат, происходит освобождение электоральных ниш. Поэтому то, что появились новые проекты, которые, наверное, хотят эти ниши занять и привлечь таким образом избирателей, – это неплохо. Я это приветствую.
Другой вопрос – исполнение этих проектов, то, как эти партии продают себя избирателю, как борются за освобождающиеся электоральные ниши. Конечно, здесь есть определенные нарекания – со стороны всегда виднее. Но всегда можно сказать, что в чужом глазу соринку видим, а в своем не замечаем бревна. В этой связи мне не очень хотелось бы огульно критиковать коллег.
Если говорить о повышенном внимании «Новых людей» к Telegram, то Telegram – это быстрый способ донесения месседжа до политической и околополитической тусовки. Мы знаем, что его читают в администрации президента и в региональных структурах исполнительной и законодательной власти, политики, политологи, политтехнологи. В этом отношении можно говорить о том, что им важна демонстрация своего сигнала именно этим кругам. Наверное, это в меньшей степени имеет отношение непосредственно к избирательной кампании и прохождению в региональные парламенты, но сегодня это так или иначе является важным элементом позиционирования.
Что касается того, как эта и другие партии ведут избирательные кампании, я бы дождался 13-го числа. У тех же «Новых людей» были некоторые сложности с прохождением регистрации в законодательные собрания. Наверное, это связано с тем, что в регионах их не всегда принимают. Но это нормальная практика: никто не обещал им, что будет легко. Надо идти к избирателю, бороться за него, находить и подтягивать новых лидеров, заниматься партстроительством, то есть текущей работой, которой должна заниматься партия на начальном этапе. В этом смысле можно только пожелать им удачи.
Относительно экспертного состава можно сказать, что и у «Новых людей», и у партии «За правду» много известных людей, с помощью которых они занимаются тем самым нишевым позиционированием. Это некий способ усиления сигнала, что говорит о том, что они сделали ставку на медийную кампанию. Сегодня важно иметь лидеров общественного мнения, которые способны транслировать твой сигнал разным аудиториям.
Насколько я знаю, часть экспертов, которые пришли на съезд «Новых людей», в эту партию не вступили. Они просто привлекли их для рекламы. Наверное, сегодня это имеет значение в рамках медийной кампании, но я, как традиционный политконсультант с опытом партстроительства, рекомендовал бы им заниматься непосредственной работой с людьми на местах. Это всегда более правильно с точки зрения захвата и удержания своей аудитории на долгую перспективу.