Силовое давление на активистов в Башкирии может еще больше радикализировать протест
У шихана Куштау в Республике Башкортостан прошел самый масштабный флешмоб в защиту горы, сообщает «Коммерсантъ». По оценке журналистов, на этот раз в акции приняли участие более 2 тысяч человек. Активисты выступают против разработки горы в интересах Башкирской содовой компании (БСК).
Николай Евдокимов:
— Шиханы стали фактором консолидации значительной части общественных активистов в Башкирии. Хотя первоначально речь шла только об одном из шиханов – Тратау, который собиралась разрабатывать БСК. Тратау не только уникальный памятник природы, но и священное место для башкир. Но после того как власть предложила компромисс, заменив Тратау на другой шихан – Куштау, ситуация не изменилась.
Общественные протесты довольно сильны, особенно для в целом тихой и спокойной Башкирии. Но я пока не вижу оснований для того, чтобы проект разработки Куштау сворачивался. Этот проект инициирован федеральным центром и поддерживается серьезными лоббистскими группами федерального уровня, поэтому нынешнего масштаба общественной активности недостаточно для того, чтобы БСК отказалась от разработки Куштау.
Мне кажется, здесь речь не об экологии, хотя очевидно, что любое крупное промышленное производство наносит ей ущерб. Главное – те социальные и политические последствия, которые может иметь распространение этой проблемы. Это рискует негативно сказаться на имидже власти.
Усугубляет ситуацию и использование силового давления на активистов, что может еще в большей степени способствовать радикализации протеста.
Тем не менее не думаю, что в Башкирии может повториться «Шиес«. В регионе большинство понимает, что местная власть ограничена в принятии решений и разработка Куштау, как бы там ни было, – это не ее инициатива.
В нынешнем протесте и так уже достаточно национального. Дальнейшего усиления этнических аспектов в этом движении, думаю, не будет. Здесь сошлись интересы многих групп: национальных, экологических, культурных. И этническая сторона вопроса хоть и является заметной, но далеко не единственная.