Новая коммуникация, новые кадры и старые проблемы: Паслер отчитался за почти год работы
Глава Оренбургской области Денис Паслер отчитался по итогам 2019 года. Надо сказать, что Паслер начал работать с марта прошлого года, а бюджет на 2019-й утверждался без его участия. Для того чтобы выполнять этот бюджет, губернатору и в 2019 году, и в начале 2020-го приходилось вносить в него корректировки. Что же касается претензий, которые прозвучали со стороны оппозиции, то хотелось бы отметить, что основная их часть связана с ситуацией 2020 года. Если оценить деятельность Паслера за 2019 год и начало 2020-г, разделив ее на достижения и проблемы, которые остались нерешенными, то по каким-то отдельным моментам я бы поставила вопрос серьезнее, чем ставит оппозиция. Например, указывают на то, что стало больше сердечно-сосудистых заболеваний. Если брать в целом статистику, то ситуация не так уж и ухудшилась. Но в регионе есть базовые, системные проблемы, вот о них надо говорить в первую очередь.
Прежде всего я бы отметила, что достижения Паслера связаны с тем, что по сравнению с предыдущим губернатором у него изменился стиль общения с населением, бизнесом, журналистами. Судя даже по итогам выборов, которые прошли в сентябре 2019 года, населению изменение этого стиля понравилось. Новый губернатор оказался более открытым, он завел блог в Instagram и отвечал на вопросы, выходил с журналистами на прямой диалог. Это, конечно, было плюсом. Надо сказать, что, когда в апреле 2019 года мы проводили опрос и выясняли его возможности, судя по ответам граждан, Паслеру маячил второй тур. Понятно, что тогда прошло буквально около четырех недель после его назначения, а народ поначалу отнесся к нему очень осторожно. Но уже к августу в ходе очередного опроса было сделано предположение, что за Паслера проголосуют порядка 64 %. Результат на выборах показал 63 %. Это, конечно, плюс не только Паслеру, но и нашему центру, что мы с такой точностью смогли прогнозировать. Что же касается его основного конкурента, хотя и говорили, что выборы неконкурентные, действительно, Катасонов на выборы не пошел, но Максим Амелин, который сейчас взял на себя основную критику доклада, все-таки получил на выборах 25 % голосов избирателей. Это очень приличный показатель, поэтому говорить об отсутствии борьбы на выборах все же не приходится.
И вот в этой ситуации, исходя из прошлого года, можно оценивать и сегодняшнюю ситуацию с докладом и посмотреть, что реально можно считать плюсом, а какие серьезные проблемы еще остаются. Конечно, плюсом надо считать то, что все-таки налажен очень хороший контакт с федеральным центром. Для российских губернаторов это очень важно. Оренбургская область вошла в топ-6 регионов по выполнению нацпроектов. Практически по всем нацпроектам были реализованы выделенные средства. В начале текущего года российский лидер Владимир Путин говорил, что важнейшая претензия к губернаторам – то что они не смогли освоить выделенные деньги. В Оренбургской области это получилось. Сейчас выделили больше 1,5 млрд рублей на предотвращение распространения коронавируса и еще столько же – на то, чтобы компенсировать издержки бюджета.
Кстати, почти все вопросы, которые прозвучали от фракций (у каждой была возможность задать губернатору три вопроса), касались ситуации 2020 года, связанной с коронавирусом. И если оценивать Паслера именно в контексте событий марта – июня 2020 года, то я бы сказала, что он очень смело взял на себя ответственность за принятие решений по региону с учетом эпидемиологичекой обстановки, не слишком оглядываясь даже на политическую ситуацию. Так, в числе первых губернаторов он сказал, что в Оренбурге не будет парада, посвященного юбилею Победы, потому что к этому не располагает обстановка.
Еще один плюс – ряд удачных кадровых назначений. На мой взгляд, самое удачное – это министр здравоохранения Татьяна Савинова. Неслучайно Евгений Ройзман, который знает ее лично, сказал, что нам «повезло с министром». Я посмотрела по другим регионам: такое, чтобы министр ежедневно выходил и подробнейшим образом говорил о ситуации, отвечал на вопросы и вообще держал ситуацию под контролем, – это большая редкость. Очевидный плюс в работе губернатора – это то, что Паслер попытался уладить ситуацию с выплатой зарплат на орских предприятиях, где была очень тяжелая социальная ситуация. Были созданы новые рабочие места, хоть и не так много. Дело в том, что статистически Оренбургская область чуть ли не на первом месте по самому низкому уровню безработицы. Однако по соцопросам мы видим, что на самом деле это не так, что разрыв между реальной безработицей и статистикой колоссальный. Вот сейчас этот разрыв уменьшается, люди пошли вставать на учет – и это тоже будет проблемой для Паслера.
Реально изменить ситуацию с тем, что Оренбуржье – регион депрессивный, как определил сам Паслер, когда пришел в регион еще прошлой весной, так и не удалось, потому что отток населения на заработки и в 2019 году, и в текущем продолжает оставаться очень большим. Четверть выпускников вузов устраиваются на работу в других регионах. А главная причина заключается в том, что уровень зарплат в Оренбургской области по организациям и предприятиям ниже, чем в Самарской области, Башкирии, не говоря уже про Москву и Петербург. И изменить эту ситуацию за год в принципе невозможно. Она как была очень тревожной, такой и остается.
Еще один системный момент. Доходы в регионе снижались с 2014 года. Мы проводили опросы по ощущениям самого населения, согласно которым уровень бедности в регионе повысился на 7 % (с 2014 по 2018 год). Понятно, что нынешний год даст еще, наверное, 5–7 % плюс к тем 7 %. Отсюда ситуация, когда население будет бедным, следовательно, потребительские возможности низкие. Все эти проблемы очень серьезные, и они, конечно, остаются. Экономический блок в правительстве возглавляет Наталья Левинсон, которая почему-то до сих пор пребывает в статусе и. о. Лично я ее оцениваю как неплохого профессионала, но, значит, что-то не устраивает Паслера, раз она одна и. о. в правительстве. Выходит, до конца кадровые вопросы еще не решены. И самый тяжелый кадровый вопрос для него – это главы муниципалитетов. По существу, их надо менять, но менять не на кого. В качестве примера приведу ситуацию в Домбаровском районе. После скандала, когда у одной семьи отобрали детей, Паслер поспособствовал тому, чтобы глава района Швиндт, который чуть ли не четверть века занимает эту должность, уволился по собственному желанию. Район этот всегда был очень проблемным и в экономическом плане, и в социальном. Тем не менее Швиндт оставался до этой ситуации руководителем. Такая же проблема в целом ряде других муниципалитетов. А пока не будет достаточно эффективных глав муниципалитетов, рассчитывать, что на территориях будут происходить улучшения, сложно.
Последнее, в чем Паслера всегда упрекает оппозиция, – отсутствие стратегии развития региона. В своем докладе губернатор рассказал, что сейчас такая концепция разрабатывается, заказ выполняет консалтинговая компания системы Сбербанка. У нас когда-то была стратегия региона. Разрабатывал ее Александр Чумиков, который возглавлял Международный пресс-клуб. Это было лет восемь назад. Документ тоже обсуждался, я сама принимала в этом участие. Но все это, в общем-то, закончилось ничем. Хотя концепция была неплохая, просто ее никто не реализовывал. Поэтому то, что сейчас стратегия разрабатывается, и то, что она будет обсуждаться, приниматься и, может быть, реализовываться, наверное, правильно. Что из этого выйдет, тоже большой вопрос.