Новый Петербург и новые условия жизни: главное из отчета Александра Беглова
Отчет губернатора Санкт-Петербурга прошел необычно, соответствующе необычной обстановке, что было заметно с самого начала. Мы привыкли, что отчет – это подведение итогов за предыдущий период, цифры, факты, тем более что весь 2019 год городом руководил Александр Беглов. Казалось бы, стандартное мероприятие. Но в нынешней ситуации его смысл и ожидания от него были не в том, как город прожил 2019 год, пандемия перечеркнула все, что было до нее.
Да, Александр Беглов рассказал, что произошел заметный рост валового регионального продукта – на 1,5 %, индекса промышленного производства – на 4,1 %. Город уверенно наращивал бюджетную составляющую, и такими темпами, как это происходило в 2019 году, перспектива выйти в ближайшие годы на бюджет 1 трлн рублей была абсолютно реалистичной. Но это все осталось в прошлом, мы будем жить совсем иначе, и ориентироваться на эти цифры, говоря о текущей ситуации, о будущем, совершенно бессмысленно. Далее губернатор говорил о том, что происходит сейчас, то есть фактически это был не отчет губернатора за 2019 год, а обсуждение нынешней кризисной обстановки и того, как бороться с этой трудной ситуацией: сколько организовано койко-мест, что сделано для соблюдения режима самоизоляции, какое сокращение бюджета ожидается в этом году (а оно будет достаточно большим). Важный момент, который подчеркнул Александр Беглов и который является лейтмотивом нашей нынешней жизни, – это то, что нужно совместными усилиями готовиться жить в новых условиях. У нас будет новый Петербург, новые условия существования. Возвращения к тому, что было, не произойдет. Поэтому готовимся к секвестру бюджета, сокращению ряда статей. Но губернатор подчеркнул, что все социальные статьи останутся, Петербург продолжит быть социальным городом.
С точки зрения происходящего, без сомнения, действия властей носят адекватный характер. Но ряд позиций, шагов остаются не до конца понятными населению. Например, сначала губернатор говорил о том, что маски носить необязательно, даже на заседании правительства обсуждалось, что постоянное ношение масок – это вредно. Но затем в городе вводится обязательный масочный режим. В последовательности принимаемых решений должна быть логика. Если она нарушается, должно быть объяснено, почему это происходит, где была ошибка. То же и с вопросом выхода с карантина. Ленинградская область активно начинает снимать карантинный режим, в городе он, наоборот, усиливается. Город и область – очень связанные субъекты, границы между ними практически нет, как это будет согласовано – не очень понятно, поэтому в реализации антикарантинных мер тоже будет некая напряженность. Опять же, 12 мая вся страна начала выходить из режима карантина, а Петербург его усиливает. То есть согласования между тем, что делается в городе и стране, тоже нет. Но во многом проблема не в городских властях, а в методах оценки, которые предлагает федеральный центр. Город действует в рамках рекомендаций Роспотребнадзора, но основная проблема как раз в них. Оценка роста заболеваемости безграмотна. Главный показатель – процент вновь зараженных – считается от абсолютных цифр независимо от того, сколько сделано проб. Одно дело – сделать 10 проб и выявить один случай заражения, а другое – сделать 100 проб и выявить 10 случаев. Это не значит, что в 10 раз выросло количество зараженных, но предлагается мерить именно таким способом. Исходя из этой порочной практики, применяются неадекватные решения по регионам. Из-за того, что такая оценка роста заболеваемости навязана всей стране, государство живет в некой искаженной реальности.