Героическая заявка: почему Подмосковью будет сложно закрыть все мусорные полигоны за год
Власти Подмосковья намерены в 2020 году закрыть все мусорные полигоны. «Их больше не будет в природе как таковых», – заявил губернатор Московской области Андрей Воробьев. Его слова приводит «Коммерсантъ FM». На сегодняшний день из 39 свалок уже не работают 28. Оставшиеся 11 планируют модернизировать в комплексы по переработке отходов (КПО).
Планы, озвученные губернатором Андреем Воробьевым, вполне реализуемы. Власти Московской области – молодцы, в решении этого вопроса они действительно идут с опережением по сравнению с другими субъектами Федерации. То, что называют полигонами, – это, по сути, свалки, на которых десятки лет накапливался мусор без нормального извлечения полезных фракций, без соблюдения мер безопасности. Главные опасности на такой свалке – это, во-первых, загрязнение грунтовых вод так называемым фильтратом, а во-вторых, возгорание, загрязнение атмосферного воздуха и вонь, которая идет от органических отходов.
Московская область хорошо взялась за процесс раздельного сбора мусора, то есть это попытка отделить полезные фракции еще на стадии сбора мусора. К тому же современный мусороперерабатывающий комплекс представляет из себя завод, на котором стоят специально оборудованные ленты, конвейеры по извлечению полезных фракций. Главная проблема возникает с пластиком, потому что шины, железный и цветной лом, стекло – все это хорошо извлекается и разделяется на «первых барабанах», а вот пластик (в первую очередь загрязненный пластик) – тут приходится действовать вручную.
В любом случае даже в самых развитых европейских странах около 50 % мусора не разобрать. Это то, что может пойти на изготовление почвогрунтовой смеси, то есть перегниет в естественных условиях. Такие полигоны – довольно сложные сооружения, в которых полностью экранированы грунтовые воды, которые попросту не дают доступа фильтрации в грунтовые воды. Это забор биогаза, который является прекрасным природным топливом, который можно использовать для производства электроэнергии, тепла, это трубы, идущие к свалке, с помощью которых отсасывается газ еще до того, как он появится на поверхности, и так далее.
То, что подмосковные власти говорят, что свалки исчезнут совсем, – это неправда. Полигоны, предназначенные для изготовления почвогрунтовой смеси, то, что в нормальном, естественном режиме перегниет без запаха и дыма и впоследствии может быть использовано вторично на огородах в качестве удобрения, конечно же, не исчезнут. Полигоны все равно останутся, но основная часть либо пойдет на вторичное использование (бумага, резина, стекло, железо), либо будет направлена на мусоросжигательные заводы, в том числе и те, которые строятся в Подмосковье. Но и здесь остается вопрос, что делать с золой, которой будет в остатке не меньше 30 %. ее тоже нужно будет куда-то утилизировать. Так что совсем уж без свалок (в старом нашем понимании) и без современных полигонов (в новом понимании) не обойтись.
Перемещение мусора с одной территории на другую проблемы не решает. Мусор должен быть переработан, поэтому те же проблемы могут возникнуть и в Калужской области, и во Владимирской. Что происходит в Калужской области, мы все хорошо знаем: там полигон строится. По крайней мере, он спроектирован по современным нормативам. У нас, к сожалению, на стадии проекта и на стадии готового предприятия эти варианты могут расходиться. Но надеюсь, что контроль будет жестким, а если даже что-то пойдет из Москвы или Подмосковья в Калужскую область, то будет цивилизованно переработано, а не просто свалено. Очень дорого перекрывать слои мусора специальным грунтом, чтобы он создал прослойки для того, чтобы образовывалась почвогрунтовая смесь. Иначе, если навалить десять метров в высоту одного мусора, ничего хорошего не получится, будет маленькая химическая бомба, которая изнутри будет гнить и загрязнять воздух. И если готовы идти на расходы по завозу тех же самых инертных слоев, то все разумно и возможно осуществить за счет тех тарифов, которые у нас сейчас появились.
Сказать, что проблема мусорных свалок будет решена за год, – это все-таки заявка героическая. И если в Подмосковье удастся это сделать в течение года, то это станет примером для всей страны.