Видимость демократии: почему «народный бюджет» Башкирии обсуждали без народа
В Башкирии публичные слушания проекта регионального бюджета на 2020 год сопровождались скандалами. Как сообщает «Коммерсантъ», из трех часов, отведенных на обсуждение проекта, около двух с половиной заняли доклады министров. Из 27 общественников, чьи выступления были запланированы, реализовать такую возможность удалось лишь семи. Представителей оппозиции до микрофона так и не допустили.
Практика проведения слушаний с приглашением общественных деятелей – новшество, которое необходимо и должно быть. В то же время Башкирия, как и некоторые другие регионы, в отношении организации публичных слушаний ведет себя консервативно. Привычки, которые сформировались ранее, существуют до сих пор: это процесс управления мнениями, временем и так далее. С одной стороны, вроде бы принято предоставлять слово, в то же время делается все для того, чтобы альтернативная точка зрения либо не звучала вовсе, либо на ее высказывание было отведено минимальное количество времени. Тогда становится непонятно, для чего вообще нужны общественные обсуждения. Может быть, надо вернуться к старой практике и тем самым избежать скандалов?
Я не был на слушаниях, но смотрел видеозаписи. Согласен, что некоторые из присутствующих вели себя не совсем корректно и адекватно. Это относится к обеим сторонам – органам власти и представителям общественности. Но в то же время формат мероприятия предполагает активное обсуждение, плюрализм мнений для создания долгожданной демократизации политического процесса. Иначе зачем тогда вообще нужна профанация? Надо понимать, что если слушания открытые, то они должны быть таковыми на самом деле, а не просто декларированными на бумаге. А пока создается лишь видимость демократии.
Слышать народ – это понимать его здесь и сейчас, совершенствовать его жизнь в следующем году на основе закладываемых денежных средств. Социальный бесплатный энтузиазм, который в Башкирии очень силен, в конце концов когда-то иссякнет, а для власти и народа это будет критическая точка. В данном случае мы говорим о точках роста через действительно формируемый «народный» бюджет как дорожную карту улучшения самочувствия населения до конкретных результатов.
В то же время не исключаю, что даже если бы общественникам дали возможность выступить, то вряд ли бы их инициативы серьезно повлияли на бюджетную политику.
Досадно, что расходы на образование и культуру снижаются. Эту проблему показали данные слушания, а ведь это те направления, которые формируют будущее, да и эффективность вкладываемых государством реальных денег, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В результате пока мы ощущаем непрофессиональные политтехнологии, а входить в 2021 год нужно с действительно сильной политикой для реального улучшения жизни народа.