Если бы выборы проходили в другой обстановке, то «Единая Россия» в Санкт-Петербурге потеряла бы гораздо больше
Сейчас в Санкт-Петербурге проходят собрания не только у «Единой России». Недавно состоялось ежегодное отчетное собрание Движения демократического обновления Михаила Амосова, на котором тоже итоги выборов были признаны удовлетворительными. Хотя как раз там говорили о том, что выборы оказались непростыми и нарушений было более чем достаточно. Но в целом общая риторика в Петербурге постепенно становится мягче; политические силы уже меньше рефлексируют по поводу выборов-2019, понимают, что нужно готовиться к новому выборному циклу, в первую очередь к 2021 году.
В этом смысле сейчас гораздо больше внимания уделяется не тому, что уже случилось на выборах в Петербурге, а тому, как может измениться избирательная система к 2021 году, а тем более к 2024-му. Вот здесь может быть более интересный сюжет, и заключается он в том, что петербургские выборы нанесли очень серьезный удар по репутации как лично Эллы Памфиловой, так и Центральной избирательной комиссии. Скорее всего, это будет иметь определенный резонанс в Государственной думе и в регионах. То, что ЦИК не удалось показать себя сколько-нибудь влиятельной силой в случае с региональными выборами, ставит очень много вопросов, в том числе и по самой Элле Памфиловой. Потому что слабые игроки в контексте транзита власти абсолютно никому не нужны. Также это ставит вопросы в части полномочий ЦИК в будущем: как будут складываться полномочия Центральной избирательной комиссии, региональных и муниципальных избиркомов.
Сейчас в Петербурге идут разговоры о том, чтобы полномочия избирательных комиссий муниципальных образований (ИКМО) передать территориальным избиркомам или найти какие-то другие варианты для того, чтобы все-таки выстроить и внутри избирательной власти вертикаль, с тем чтобы не было ситуаций, когда фактически руководители избирательных комиссий могли совершенно спокойно просто проигнорировать решения ЦИК, сделать вид, что они их не замечают, и дальше продолжать творить то, что они творили в период избирательной кампании. Ситуации, когда избирательные комиссии просто скрывали информацию о своем местонахождении, когда они скрывали информацию о самом факте назначения выборов, когда руководители избиркомов буквально закрывали дверь перед кандидатами, когда в избирательных комиссиях совершались масштабные подлоги документов, когда у целых групп кандидатов из дел изымались документы и заменялись фальшивками, были на сентябрьских выборах в Санкт-Петербурге. Приезжающие из Москвы представители ЦИК России просто боялись общаться с журналистами и кандидатами на выездах в ИКМО, так так им тут же пытались передать невероятное количество жалоб, даже были намеки на разные последствия. То есть представители ИКМО вели себя абсолютно без оглядки на ЦИК. И конечно, последствия должны быть, и они будут, но, в какой форме они материализуются, пока сказать трудно. С одной стороны, стоит абсолютно очевидная задача удержать управляемость выборной системой (а петербургский опыт показал, что эта система выходит из управления). Она оказалась не то что не встроена в вертикаль, а разорвана на местные княжества. И если сегодня это можно в Петербурге, значит, завтра это можно будет в любом другом городе России. С другой стороны, в общем-то есть понимание, что любые попытки изменить избирательную систему в преддверии так называемого транзита могут выйти боком, поэтому надо семь раз просчитать последствия, к которым могут привести те или иные изменения.
Не думаю, что какие-либо решения могут быть приняты прямо сейчас, но то, что эти решения последуют, и то, что они могут быть достаточно далекоидущими, – это, скорее всего, именно так, потому что очень печальный опыт для всех, в том числе для партии власти, для федерального центра. Самый жестокий итог этих выборов заключается в том, что федеральная структура – ЦИК – оказалась беспомощной перед региональными структурами. Сам по себе такой сигнал является серийной катастрофой для всей федеральной вертикали. И сейчас это все понимают.
Если говорить о петербургской «Единой России» Макарова, то она сохранила огромное количество мест. Если бы выборы проходили в другой обстановке, сколько-нибудь в соответствии с законом, если бы получили возможность зарегистрироваться те кандидаты, которые действительно этого хотели, если бы была возможность вести нормальную агитацию, то «Единая Россия» в Санкт-Петербурге потеряла бы гораздо больше. Сейчас же она сохранила явное большинство. Как будет развиваться история с выборами в Законодательное собрание в Петербурге, в Государственную думу, предугадать сейчас сложно, потому что многое будет зависеть от тех изменений, которые федеральный центр решиться внести в избирательное законодательство, в частности в регулирование тех процессов, без которых выборов быть не может. Будут ли при этом какие-то послабления для кандидатов в части, например, агитации и общения с избирателями, никто не знает, но то, что может возникнуть коллизия, связанная с тем, что в отсутствие таких изменений даже кандидаты от «Единой России» могут оказаться в неприятном положении, тоже нельзя исключать. Тем более в ситуации, когда в самой «Единой России» возникает напряжение, скажем, проблемы взаимопонимания между отдельными региональными лидерами и федеральными структурами той же самой партии. Если ничего не менять в этой системе, то в какой-то момент противоречия станут слишком серьезными.