Соединил, упразднил и добавил: как Старовойт «перекроил» курское правительство
Губернатор Курской области Роман Старовойт утвердил новую структуру администрации региона. Согласно изменениям, сокращается количество заместителей губернатора, а также число комитетов и департаментов.
Дело в том, что Старовойт, когда презентовал на разных площадках свою предвыборную программу, вопросов о системе управления и кадровой политики вообще не касался. Думаю, что в какой-то степени это делалось сознательно, но тем не менее факт остается фактом. И понятно, что, когда избирательная кампания подошла к финалу, от Старовойта очень ждали, что он об этом все-таки что-то скажет. И я отдаю ему должное, потому что вопрос об этом в содержательной части его инаугурационной речи был первым. Собственно, он объявил, что уже 16 сентября утвердит структуру, и, соответственно, сформулировал некие общие позиции по структуре и кадровой политике. Мы видим, что структура появилась уже вечером 16 сентября. То есть, как бы осознавая, что и элиты, и общественность ждут от него ответа на этот вопрос, Роман Владимирович среагировал достаточно быстро. И это, на мой взгляд, первый интересный момент.
Второй интересный момент заключается в том, что никаких революционных изменений в структуре, да и в кадровой составляющей региональной власти нет. Во многом потому, что в течение 11 месяцев Старовойт ее уже перенастраивал. То есть было несколько решений о перестройке структуры. Это произошло спустя некоторое время после того, как Старовойт был назначен врио. И еще в течение 11 месяцев было несколько решений, связанных со структурой и некоторыми кадровыми подвижками. В принципе, можно сказать, что в течение этого времени Старовойт не радикально, а постепенно перестраивал структуру и принимал кадровые решения, и в этом смысле он к 16 сентября подошел со вполне работающей структурой, которую он, что называется, только подправил. То есть никаких радикальных изменений нет, а есть корректировка той структуры, которая уже им была в известной степени налажена под его понимание того, как должна функционировать система исполнительной власти. Эта корректировка, конечно, связана с тем, что предвыборный период закончился, теперь необходимо перевести администрацию в спокойный, рутинный, с одной стороны, процесс, а с другой стороны, как считает и декларирует сам Старовойт, сохранить настрой на перемены и развитие.
Если посмотреть на наиболее заметные изменения, то я бы отметил фактическое упразднение функционала трех заместителей губернатора. Так, фактически «ушел» функционал у зама губернатора по финансам (в новой структуре этой должности нет, а сам функционал перешел к первому вице-губернатору, у которого сформирован финансово-экономический кластер). Финансовый блок соединен с экономическим, плюс туда добавлены направления, считающиеся Старовойтом приоритетными: дороги и туризм. Тут есть интересный нюанс, потому что, когда Роман Старовойт пришел к власти в качестве врио, он много и достаточно активно хвалил финансовый блок, говорил, что финансы региона в очень хорошем состоянии. И действительно, регион занимал стабильно высокие позиции в рейтингах по качеству управления публичными финансами. Правда, Старовойт оговаривался, что финансовая политика не слишком ориентирована на развитие, скорее, на финансовую стабильность. Как я понимаю, в новом цикле, теперь уже послевыборном, Старовойту хочется действительно соединить финансовый блок с экономическим и переориентировать его на задачи развития региона, плюс, будем говорить откровенно, передать управление финансами в руки более близкого человека, которым является первый вице-губернатор Набоко, поскольку прежний зам по финансам Валентина Нордстрем представляла старую команду, хотя, повторю, в ее профессионализме никто не сомневался.
Следующий момент – это упразднение функционала заместителя губернатора по безопасности (его теперь нет). Как я понимаю, замгубернатора по безопасности Горбунов согласился остаться в ранге председателя комитета по безопасности, а сам комитет передан в нагрузку первому вице-губернатору. Конечно, комитет по безопасности в финансово-экономическом блоке смотрится несколько контрастно, но понятно, что, скорее всего, нужно было просто его отдать в нагрузку.
И третий момент – это фактическое упразднение должности вице-губернатора по внутренней политике. Зимой на эту должность была назначена Екатерина Харченко. Это назначение было самым странным и обсуждаемым в регионе. Екатерина Владимировна до этого работала председателем комитета образования и науки, а еще раньше была деканом экономического факультета Юго-Западного университета. В своей профессиональной деятельности она практически не сталкивалась с внутренней политикой, и ее назначение вызвало достаточно серьезный резонанс. Фактически в этот период руководство внутренней политикой осуществляли, скорее, советники губернатора и руководители его администрации, а также некоторые представители комитетов. Поэтому, как я понимаю, в новой конфигурации должность заместителя губернатора по внутренней политике решили вообще упразднить. Руководителем администрации губернатора назначен Юрий Князев. Будет ли он переназначен на должность вице-губернатора или подберут нового кандидата, пока неизвестно.
Интересно, что в новой структуре нет отдельного заместителя губернатора по финансам и нет отдельного зама по внутренней политике. Не знаю в какой степени это приветствует федеральный центр, по всей видимости, Старовойт эти вопросы все-таки согласовал. И еще интересный нюанс – это фактически появление двух социальных вице-губернаторов. Один будет заниматься вопросами здравоохранения, материнства и детства; другой – вопросами образования, культуры, молодежной политики и спорта. В итоге в сухом остатке из девяти заместителей губернатора получилось семь.
Фактически, исходя из той структуры, которая сформировалась, получилось три крупных управленческих кластера. Первый кластер – финансово-экономический. Находится он под первым вице-губернатором, там сосредоточены комитет по экономике и финансам, дорожный комитет, управление по туризму, которое теперь отделено от физкультуры и спорта, туда же «пристегнут» в нагрузку комитет по безопасности. Второй блок, назовем его условно инфраструктурным, будет курироваться вице-губернатором Смирновым, туда в основном отправлены инфраструктурные подразделения плюс комитет по тарифам и ценам, комитет по управлению имуществом. Странно, конечно, что туда не отнесены дороги. Соответственно, третий блок – политико-административный, к которому будет отнесен огромный функционал, связанный с госслужбой и кадрами, управлением делами, службой протокола и блоком политического управления и управлением СМИ. И в этом смысле, конечно, я скажу, что будут три очень мощных игрока – три вице-губернатора: это Станислав Набоко, Алексей Смирнов, имя еще одного зама пока неизвестно. Социалка, как было сказано выше, поделена между двумя. Один руководитель уже переназначен – это Ирина Хмелевская, по второму пока решения нет. Кстати, также нет решения по вице-губернаторам, которые будут курировать аграрную сферу и достаточно эклектичное направление, включающее в себя промышленность, торговлю, бизнес, мировые суды, трудозанятость, цифровизацию. Все эти направления, конечно, как-то забавно соединены в один большой блок, раньше этот блок отчасти курировал Максим Бесхмельницын, сейчас же непонятно, кто этот блок возглавит.
В целом это попытка Романа Старовойта сформировать некую структуру, которая, как я понимаю, обеспечит его желание ускорить развитие региона, прежде всего в инфраструктурном плане, и обеспечить это развитие через соответствующие финансово-экономические инструменты, то есть это попытка консолидировать инфраструктурные направления и финансово-экономические. И, конечно, интересно формирование огромного политико-административного блока, который сейчас ресурсно очень мощный. За скобки исполнительной власти вынесены стратегический офис управления регионом и знаменитые мастерские проектов, через которые Старовойт очень активно привлекал общественность к выработке госполитики. Эти направления будут существовать в рамках бюджетных учреждений, и мне кажется, что это достаточно спорный момент.