Год на­зад гу­бер­на­тор Нов­го­род­ской об­ла­сти Ан­дрей Ни­ки­тин по­ста­вил пе­ред бло­ком, ко­то­рый от­ве­ча­ет за ин­ве­сти­ци­он­ную при­вле­ка­тель­ность и про­мыш­лен­ное раз­ви­тие ре­ги­о­на, за­да­чу вой­ти в топ-20 на­ци­о­наль­но­го рей­тин­га со­сто­я­ния ин­ве­сти­ци­он­но­го кли­ма­та в субъ­ек­тах РФ. Несмот­ря на до­ста­точ­но слож­ную те­ку­щую эко­но­ми­че­скую си­ту­а­цию, та­ких по­ка­за­те­лей все рав­но уда­лось до­стичь – Нов­го­род­ская об­ласть под­ня­лась на 14-е ме­сто.

Сле­ду­ет учи­ты­вать, что при оцен­ке по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских про­цес­сов в ре­ги­о­нах Рос­сии пре­об­ла­да­ет ка­че­ствен­ный под­ход, а не ко­ли­че­ствен­ный. Рей­тин­ги во­об­ще и рей­тинг ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти в част­но­сти – это ин­стру­мент, ко­то­рый опре­де­ля­ет эф­фек­тив­ность ра­бо­ты управ­лен­че­ской ко­ман­ды и в це­лом эко­но­ми­че­скую си­ту­а­цию в ре­ги­оне. Агент­ство стра­те­ги­че­ских ини­ци­а­тив (АСИ) об­ла­да­ет об­шир­ной се­тью экс­пер­тов в ре­ги­о­нах из чис­ла дей­ству­ю­щих пред­при­ни­ма­те­лей и по­тен­ци­аль­ных ин­ве­сто­ров, ко­то­рые вза­и­мо­дей­ству­ют с ин­сти­ту­та­ми раз­ви­тия в ре­ги­о­нах, что­бы раз­ви­вать свой биз­нес. С уче­том та­кой ме­то­ди­ки рей­тин­ги АСИ вы­гля­дят бо­лее се­рьез­ным и точ­ным ин­стру­мен­том оцен­ки си­ту­а­ции, чем даже го­су­дар­ствен­ная ста­ти­сти­ка, дан­ные ко­то­рой та­к­же при­ни­ма­ют­ся во вни­ма­ние при со­став­ле­нии рей­тин­га.

Нов­го­род­ской об­ла­сти уда­лось до­стичь вы­со­ких ре­зуль­та­тов за счет того, что все ин­сти­ту­ты раз­ви­тия, су­ще­ству­ю­щие в ре­ги­оне, про­филь­ные де­пар­та­мен­ты и ми­ни­стер­ства ре­ги­о­наль­но­го пра­ви­тель­ства за несколь­ко лет пе­ре­стро­и­ли свою ра­бо­ту и при при­ня­тии управ­лен­че­ских ре­ше­ний по фор­ми­ро­ва­нию про­ек­тов биз­не­са ис­хо­дят из ин­те­ре­сов пред­при­ни­ма­те­лей, ин­ве­сто­ров. То есть идет ши­ро­кий диа­лог с де­ло­вы­ми кру­га­ми, и на ос­но­ва­нии его ре­зуль­та­тов фор­ми­ру­ют­ся имен­но те ин­стру­мен­ты под­держ­ки, раз­ви­тия, ко­то­рые нуж­ны как мест­но­му биз­не­су, так и внеш­ним ин­ве­сто­рам.

До недав­не­го вре­ме­ни пра­ви­тель­ство и ин­сти­ту­ты раз­ви­тия фак­ти­че­ски ра­бо­та­ли толь­ко с теми про­ек­та­ми, ко­то­рые пред­по­ла­га­ли боль­шой объ­ем ин­ве­сти­ций. Та­кие ин­вест­про­ек­ты по­лу­ча­ли при­о­ри­тет­ный ста­тус, были якор­ны­ми. В ито­ге по­лу­ча­лось, что сред­ние, в том чис­ле вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ные, пред­при­я­тия не по­лу­ча­ли яв­ной под­держ­ки от го­су­дар­ства на тер­ри­то­рии ре­ги­о­на или по­лу­ча­ли ее в недо­ста­точ­ных объ­е­мах. Сей­час этот по­рог зна­чи­тель­но сни­жен, мно­гое де­ла­ет­ся для вза­и­мо­дей­ствия с теми, кто стро­ит свой биз­нес за счет но­вых идей, – с участ­ни­ка­ми кре­а­тив­ной эко­но­ми­ки. Для под­держ­ки участ­ни­ков та­ких ин­ду­стрий по­яви­лась це­лая ин­фра­струк­ту­ра. В це­лом с вве­де­ни­ем прин­ци­па од­но­го окна для по­лу­че­ния под­держ­ки ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов ре­ги­о­наль­ное пра­ви­тель­ство на­ча­ло об­ра­щать вни­ма­ние и ока­зы­вать под­держ­ку сред­ним пред­при­я­ти­ям, не за­цик­ли­ва­ясь толь­ко на круп­ных про­ек­тах. Это дало свои ре­зуль­та­ты: ин­ве­сти­ци­он­ный кли­мат в рай­о­нах стал эф­фек­тив­нее.

От­ве­чая на за­прос мест­но­го де­ло­во­го со­об­ще­ства, в Нов­го­род­ской об­ла­сти вы­пу­стят в этом году уже вто­рой рей­тинг ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти му­ни­ци­паль­ных рай­о­нов. Здесь ис­поль­зу­ет­ся тот же прин­цип ка­че­ствен­ной оцен­ки, ис­сле­ду­ет­ся вза­и­мо­дей­ствие с мест­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми. Вни­ма­тель­ное от­но­ше­ние к этим по­ка­за­те­лям при­но­сит свои пло­ды. Гла­вы рай­о­нов, со­труд­ни­ки рай­он­ных ад­ми­ни­стра­ций на­чи­на­ют кон­ку­ри­ро­вать за ин­ве­сто­ра, а та­к­же в под­держ­ке уже дей­ству­ю­щих пред­при­ни­ма­те­лей. Это ста­но­вит­ся при­чи­ной ро­ста и раз­ви­тия тер­ри­то­рий или… од­ной из при­чин кад­ро­вых ре­ше­ний в от­но­ше­нии глав.

Кро­ме того, сле­ду­ет под­черк­нуть, что спе­ци­фи­ка по­доб­ных рей­тин­гов за­клю­ча­ет­ся в том, что, по­лу­чив до­ста­точ­но вы­со­кие по­ка­за­те­ли, как Нов­го­род­ская об­ласть в этом году, невоз­мож­но их со­хра­нить, если про­сто по­чи­вать на лав­рах. Бо­лее того, вы­со­кий ре­зуль­тат пред­по­ла­га­ет, что на Нов­го­род­скую об­ласть как на пло­щад­ку для ком­мер­че­ских про­ек­тов бу­дут смот­реть ин­ве­сто­ры на­ци­о­наль­но­го уров­ня. В этой си­ту­а­ции ра­бо­та про­филь­ных де­пар­та­мен­тов нов­го­род­ско­го пра­ви­тель­ства ста­но­вит­ся немно­го слож­нее, но ин­те­рес­нее, по­то­му что необ­хо­ди­мо бу­дет обес­пе­чить ба­ланс меж­ду ин­те­ре­са­ми мест­но­го де­ло­во­го со­об­ще­ства и ин­ве­сто­ров из-за пре­де­лов ре­ги­о­на.

Для того что­бы со­хра­нить до­стиг­ну­тые по­ка­за­те­ли, важ­но бу­дет про­дол­жать мно­го ра­бо­тать. Дей­ству­ю­щая управ­лен­че­ская ко­ман­да Ан­дрея Ни­ки­ти­на, про­филь­ные ми­ни­стер­ства вполне спо­соб­ны обес­пе­чить ста­биль­ность та­ко­го по­зи­тив­но­го ре­зуль­та­та.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: