Управлять Республикой Алтай сможет и алтайский медведь, если финпотоки из Москвы сохранятся
Российский лидер Владимир Путин принял отставку главы Республики Алтай Александра Бердникова и назначил временно исполняющим обязанности губернатора руководителя некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Олега Хорохордина.
Генерала Бердникова нельзя назвать губернатором-неудачником, несмотря на то что уходит он в обстановке всеобщего недовольства и даже отчасти вполне заслуженной им ненависти. Республика Алтай – бедный регион. Исторически она еще с советских времен занимала (и с большим отрывом) последнее место в Сибири по средней зарплате. При Бердникове республика впервые уверенно покинула его, опустив туда гораздо более развитый экономически соседний Алтайский край – свою бывшую метрополию. Это, как и ряд важных инфраструктурных проектов (воссоздание аэропорта Горно-Алтайска, реконструкция горной части Чуйского тракта), стало возможным из-за того, что бюджет республики при этом губернаторе уверенно наполнился федеральными деньгами.
По бюджетной обеспеченности на душу населения Республика Алтай при Бердникове уверенно из года в год занимала одно из ведущих мест в Сибири. Причины этого успеха вполне ясны: за годы работы отставник выстроил доверительные личные отношения с кремлевской верхушкой, создав для нее в Алтайских горах уютную зону VIP-рекреации. Цена этого – периодически вылезавшие наружу такого же VIP-класса коррупционные скандалы, совершенно испортившие его репутацию. Не бедствовало и население республики, по крайней мере, те его две трети, кому посчастливилось жить в основной турзоне – Катунской долине. Достаточно проехать по Чуйскому тракту вдоль нее, посмотреть на эти цветущие от туристических денег поселения и сравнить их с обычными алтайскими деревнями.
Однако Бердников упустил то время, когда он должен был уйти. Последние годы он явно сдал, мало работал, его сопровождало все большее число скандалов. И сам генерал не был особо чист на руку, а уж его окружение по алчности и бестолковости было чем-то особенным. В итоге ряд крупных туринвесторов (Сбербанк и другие), рискнувших зайти в Горный Алтай, оказались у разбитого корыта. То же самое постигло миллиарды, закопанные по федеральным турпроектам. И сейчас в Республике Алтай мало кто рискнет сказать что-либо положительное об итогах длительного правления отставника.
О его преемнике Олеге Хорохордине, впрочем, сказать что-либо доброе также нет оснований. Насколько я знаю, Кремль последние месяцы напряженно искал любого человека с Алтая, готового зайти на этот пост. Требовалось лишь, чтобы он был русский и имел любой опыт работы в федеральных структурах. Биография господина Хорохордина выглядит явно недостаточно серьезной для такого поста. Дворник, слесарь, плотник, затем диплом уже ликвидированного сегодня сомнительного третьеразрядного провинциального вуза, переезд в Москву и внезапная головокружительная карьера там. Все это попахивает какой-то хлестаковщиной… Впрочем, если его доверители сохранят те финпотоки, которые шли при Бердникове из Москвы в бюджет республики, управлять этим регионом сможет и алтайский медведь.