Спасти региональный бизнес: что могут сделать местные власти?
Первый вице-премьер Антон Силуанов на днях провел в Туле совещание с губернаторами Тульской и соседних областей, посвященное реализации нацпроектов, сообщает издание «Коммерсантъ». Взаимодействие федеральных и региональных властей обсуждалось на примере трех нацпроектов, посвященных росту производительности труда, экспорту и развитию малого бизнеса.
Ожидать каких-то сиюминутных мер поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) от региональных властей неправильно. Что касается финансовых мер, то они, естественно, существуют, и в законодательстве многих регионов все это прописано. Есть достаточно широкий набор разного рода инструментов, однако они всегда были связаны с определенными льготами и преференциями. Оборотная сторона медали – это, естественно, напряженность в доходной базе региональных бюджетов. При этом нельзя забывать, что поставлена задача не только стимулировать бизнес, но и решать вопросы, обозначенные майским указом президента, об устойчивой зарплате бюджетникам, которые находятся на балансе региональной части бюджетов. Чтобы сбалансировать все это, очень часто приходится надеяться только на увеличение трансфертов из федеральной казны. Поэтому сегодня ключевой вопрос – это не столько возможность или невозможность поддержки региональных администраций бизнеса на своей территории, сколько определение перспективного финансового баланса.
Если мы делаем ставку на поддержку регионами мер помощи МСП, то нужно понимать, каким образом скорректировать федеральные трансферты и вообще все межбюджетные отношения, чтобы у нас сходились финансовые балансы в субъектах Федерации. Иначе получаются интересные вещи: бюджеты сводятся с профицитом, при этом абсолютная величина долга регионов перед коммерческими банками увеличивается. Это вопрос на засыпку. Просто пенять на регионы, что они не поддерживают малый бизнес, – это некоторое лукавство. За счет чего им это делать? Сегодня мы поддержали малый бизнес, например, предоставили некоторые льготы, а в то же время мы не можем обеспечить устойчивость начисления заработных плат в соответствии с указом президента региональным бюджетникам.
Сейчас данный вопрос поставлен, он обсуждается, но его решение, создание условий и возможностей для того, чтобы такая поддержка в соответствии с существующим законодательством в субъектах Федерации была оказана, – это дело не только регионов, но и правительства, федерального бюджета. «Надзорная гильотина» – это тоже в первую очередь дело федеральных властей, потому что 9 тысяч нормативных актов, содержащих обременения для бизнеса, должны быть пересмотрены или отменены к 1 февраля 2020 года. Дело региональных властей в данном случае – организовывать коммуникации со своим местным бизнесом по поводу анализа данных документов, выяснения того, что на самом деле мешает предпринимателям. Здесь регионы, конечно, недорабатывают, потому что просто кивать на обязанность федерального центра тоже нельзя, нужно понять, какие именно акты каких министерств и ведомств мешают и обременяют МСП. Конечно же, лидерами данной реформы должны быть федералы, но регионам здесь тоже нужно наращивать обороты.
В данном аспекте регионы могут организовать работу с МСП, потому что выстраивание коммуникации с местным бизнесом – это тоже очень сильная поддержка. Местные предприниматели будут понимать, что региональные администрации их не бросают на произвол судьбы, а готовы помогать, обращать внимание федерального центра, что-то отменять в региональных нормах и правилах, если это является обременением. Сейчас Министерство финансов внесло федеральный проект в правительство и Госдуму по поводу включения системы обязательных платежей в Налоговый кодекс. Но если посмотреть, сколько обязательных платежей по субъектам Федерации введено региональными властями, а сколько федеральными, то их оказывается порядка 200. Местных обязательных платежей, по разным оценкам, раза в три больше, чем федеральных. Поэтому было бы неплохо посмотреть, какие из них лишние и обременяют бизнес.
Что же касается финансовых мер поддержки, то это, конечно же, зависит от решения ключевого вопроса: как вывести данный баланс на оптимальный размер трансфертов из федерального бюджета регионам? Потому что если такой вопрос решится, то субъекты Федерации получат больше свободы для маневра и возможностей, применяя собственные законодательные нормы, оказывать стимулирующую поддержку малому и среднему бизнесу.
Есть еще один формат помощи МСП, который опять упирается в коммуникацию региональных администраций с местным бизнесом. Есть огромное количество федеральных программ, и нужно помогать своим предпринимателям включаться в них, гарантировать им поддержку и участие, когда изменится бюджетная ситуация, на мой взгляд, было бы тоже неплохо. Потому что региональный бизнес иногда пытается самостоятельно попасть в федеральную программу, но порой без помощи региональных властей это сделать затруднительно. То есть материальной составляющей для этого не требуется, но участие областных администраций тоже оказывается серьезной формой поддержки, поскольку может ускорить процесс включения в нужную программу.