Перестроить межбюджетные отношения: как поможет регионам Стратегия пространственного развития
Правительство утвердило Стратегию пространственного развития. Об этом на Российском инвестиционном форуме в Сочи сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, пишет издание «Коммерсантъ». Документ преподносится как один из механизмов реализации нацпроектов – именно регионы считаются их основными исполнителями. Определение перспективных экономических специализаций для каждого субъекта Федерации, по словам премьера, позволит устранить искусственную конкуренцию между регионами и сделает поддержку их развития адреснее и эффективнее.
Я думаю, что Стратегия пространственного развития заключается не только в снижении конкуренции между регионами, потому что чем меньше соперничества в экономическом пространстве страны, тем хуже: ниже темпы роста, выше издержки и цены. Текущий недостаток конкуренции имеет критический характер, и это сильно мешает нашему развитию. На мой взгляд, Стратегия пространственного развития – это в большей степени документ о том нераскрытом потенциале регионального развития, который сегодня существует или имеет все основания сложиться, чтобы области, используя те условия, которые у них есть, смогли выстроить свои планы развития. Поэтому здесь 12 макрорегионов, примерные рекомендательные специализации, которые не носят обязательный характер, а могут корректироваться, огромное количество факторов еще будет влиять на данные позиции. Тем не менее все это достаточно важно, потому что складывается некая матрица перспективного развития, сложения потенциала регионов.
Специализация и макрорегионов, и субъектов Федерации исходит из одного принципа: «Что вы можете делать лучше, чем все остальные?» Это некая стратегическая ориентация для регионов: на что следует обращать внимание, какие приоритеты в текущей экономической политике выстраивать.
Стратегия пространственного развития важна с той точки зрения, что произойдет некое существенное измерение всех национальных проектов. Напомню, что из 25,7 трлн рублей, которые будут затрачены на нацпроекты в течение шести лет, около 5 трлн приходится на региональные бюджеты. Здесь очень важно найти и определить местный срез: существуют нацпроекты, а что конкретно в каждом регионе может быть сделано для их реализации? Совмещение этих проектов и Стратегии пространственного развития должно стимулировать динамику развития региональных экономик.
Что касается приоритетов, там все более или менее понятно: это в первую очередь территории и поселения (в том числе городские, малые и средние), где могут быть сосредоточены прежде всего представители высокотехнологичного бизнеса по производству товаров и услуг. Это важное направление.
Совмещение нацпроектов и Стратегии пространственного развития – это вызов для межбюджетных отношений, которые должны плавно перестраиваться, отходя от той сверхцентрализации, которая сложилась в текущих условиях. С точки зрения финансирования, 2019 год будет непростым. Около 96–98 % всех затрат по нацпроектам пройдут через федеральный бюджет (в котором закладываются и межбюджетные трансферты), регионы получат на реализацию нацпроектов в этом году примерно 600 млрд рублей. А доля затрат из региональных бюджетов на нацпроекты в 2019 году составляет примерно 2–3 % от общей суммы. Естественно, это значение дальше будет увеличиваться, получается, что как минимум каждый пятый рубль на нацпроект в течение шести лет идет из региональных бюджетов. Чтобы все это было исполнено, регионы получают долгосрочную ориентацию для своего развития в виде Стратегии пространственного развития.
Тем не менее это такой ориентационный документ, который задает направление, а вся конкретика будет еще не раз обсуждаться и корректироваться, уточняться. Но это важный и своевременный шаг, который замыкает нацпроекты на региональное измерение. На днях было принято распоряжение правительства, утверждающее данную стратегию. У региональных властей и местных администраций появляется полный набор показателей и ориентиров их развития. А дальше, думаю, будут корректироваться и региональные бюджеты 2020 года в соответствии со стратегией, межбюджетные отношения, их структура. В этом году Минфин принял решение (и оно одобрено правительством) о том, чтобы продлевать сроки возмещения долгов по межбюджетным кредитам и трансфертам, если они исполнены с нарушениями правил, на срок до пяти лет. Это тоже дает свободу для маневра при планировании регионального развития.
Ко всем бочкам меда есть и солидная ложка дегтя, потому что нацпроекты и Стратегия пространственного развития будут сталкиваться с серьезным риском торможения их реализации, который содержится в нынешнем устройстве межбюджетных отношений. Сверхцентрализация должна быть преодолена, иначе мы ни проекты, ни стратегию в полном объеме не исполним. Этот вызов очевиден, о нем довольно остро и интенсивно говорили на инвестиционном форуме в Сочи.