На московских выборах не было никакой реальной конкуренции


Прошедшие региональные и муниципальные выборы, несмотря на протестные настроения, продемонстрировали гибкость и устойчивость сложившейся в России политической и партийной системы. А парламентская оппозиция продемонстрировала, что может канализировать протестные настроения, заявил директор Института политических исследований Сергей Марков на заседании экспертного клуба «Регион».

«Хотел бы также отметить важность будущих праймериз, потому что явно увеличился протестный потенциал и перед «ЕР» действительно стоит задача его канализировать. Я бы сформулировал это как задание для партийных структур, чтобы «ЕР» пустила протестный потенциал через свой институт праймериз, чтобы активные люди могли выступить со своими предложениями. Справится с этим партия или нет, пока неизвестно, поскольку это достаточно сложно выполнить.

Отмечу, что под партией власти я имею в виду власть в широком определении и тесно с ней аффилированные бизнес-структуры, «ЕР» является одним из элементов партии власти в широком смысле. То есть понятно, что ключевую роль в каждом конкретном регионе будет играет губернатор, а не руководитель партии «ЕР».

Текущие выборы продемонстрировали принцип «где тонко, там и рвется», что, на мой взгляд, стало следствием снижения политического капитала, который я бы назвал «крымским политическим капиталом». Он в какой-то мере уже на федеральном уровне начинает уменьшаться. Я думаю, будут федеральные последствия, потому что в качественных СМИ доминирующей точкой зрения является то, что «ЕР» потерпела серьезное поражение, и причина этого – пенсионная реформа. Это уже стало консолидированной позицией федеральных качественных СМИ.

Отмечу также, что обнаружившиеся проблемы были бы еще больше, если бы не была искусственно заблокирована политическая конкуренция в ряде регионов, прежде всего во Владимирской области, а также в Москве. В столице не было никакой реальной политической конкуренции. Причем было огромное количество желающих принять участие в выборах со стороны оппозиционеров, не обязательно со стороны Навального. Здесь много ярких интересных людей, если бы они принимали участие в выборах, то, на мой взгляд, результаты могли бы быть совсем другими (в Москве). Именно во Владимирской области и в Москве партии власти удалось избежать серьезных поражений искусственным образом.

При этом, насколько мне известно, «ЕР» не готова воспринять это (пенсионные протесты – прим. ред.) как проблему федерального уровня, причиной неуспехов называются прежде всего «региональные неудачники», в то время как проблема федерального уровня осталась непонятой. Хотя, с моей точки зрения, ряд главных выводов был сделан, в частности, по пенсионной реформе. Однако выступления президента недостаточно. И негативные последствия будут расти, поскольку совершенно явно имеются негативные политические изменения. Сложно сказать, в каком виде пенсионная реформа должна быть скорректирована далее, однако элитными группировками это воспринято как серьезное истончение политического ресурса. Существует ряд противоречий. В официальном заявлении руководства «ЕР» главной причиной заявляют региональную проблематику, с другой стороны, сформирована явная консолидированная позиция федеральных органов власти, которые главной причиной считают федеральную проблематику. Как разрешится это противоречие, мы пока не знаем. Но как эксперты можем фиксировать, что оно существует. Уже сказано коллегами, что большой процент голосов в ряде регионов получили те люди, которые в социологии называются термином no name. Это типичная канализация политического протеста, которая свидетельствует о том, что легитимные каналы канализации протеста в ряде регионов иссушены и блокированы, так или иначе не работают. Это, конечно, серьезная поломка в политической системе, которая может иметь далеко идущие последствия. Эти каналы нужно восстановить».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: