Региональные бюджеты – 2019: субъектам «не до жиру – быть бы живу»
Премьер-министр Дмитрий Медведев на днях провел совещание по подготовке бюджета-2019, речь зашла и о финансировании региональных программ развития. Как сообщает издание «Коммерсантъ», объемы таких расходов премьер публично называть не стал. При этом он обозначил как главную задачу соотнесение запросов регионов с возможностями федерального бюджета. Сейчас приоритет для правительства – исполнение майского указа через запуск нацпроектов. Напомним, что в правительстве приоритетными принято считать три макрорегиона: Крым, Дальний Восток и Северный Кавказ. Для Крыма сформирована своя ФЦП, а Дальний Восток и Северный Кавказ, помимо собственных госпрограмм, имеют и право на спецразделы в отраслевых госпрограммах.
Сложности могут быть во всех регионах, кроме нескольких. Например, если взять пенсионную реформу, в выступлении президента говорилось, чтобы регионы при этом сохраняли местные льготы ветеранам труда, льготы по оплате или освобождение от налога на имущество лиц, достигших прежнего пенсионного возраста, и так далее. Многое из сказанного главой государства делается на самом деле за счет регионов, наполнения бюджетов. Поэтому субъектам Федерации, как говорится, не до жиру – быть бы живу, ведь президент рекомендовал им сохранить текущие льготы. Думаю, что в этом отношении они не пойдут против Владимира Путина.
Регионы у нас разные, говорить, что нужно каким-то образом бурно развивать, например, промышленность в каком-то сельскохозяйственном регионе, наверное, не стоит. В каждом субъекте Федерации свои приоритеты и задачи, которые им необходимо будет решать. По региональной политике видно, что есть очень странные инициативы, которые сейчас озвучены Минэкономразвития. Они связаны с тем, что правительство, насколько я понимаю, опосредованно пришло к выводу, что ныне проводимая региональная политика, сетка административно-территориального деления страны не способствуют подъему отстающих регионов и их подтягиванию до уровня высокоразвитых или хотя бы средних субъектов Федерации. Поэтому, что там дальше будет и какие из этого могут вытекать институциональные последствия, в том числе и в части разработки бюджетов, не очень понятно. Если, например, над слабыми регионами берет шефство сильный, то ясно, что несколько меняется структура его расходов. Потому что финансово более обеспеченные регионы должны будут направлять средства на подъем отстающих субъектов Федерации, которые могут быть включены в их состав.
Что будет происходить дальше? Наверное, нужно будет посмотреть на то, как реально пойдет этот процесс, будут ли споры с федеральным центром. Ведь то, что сказал премьер Медведев, очевидно и можно повторять из года в год: «Не зарывайтесь в своих требованиях к федеральному бюджету». Ничего нового в этом нет. Единственная новизна – привязка к национальным проектам, президентскому майскому указу 2018 года.
На месте федерального центра я бы разработал и представил в регионах методику оценки или сопоставления целей и запросов, которые они предоставляют в федеральный центр (того, как представленные проекты будут работать для выполнения майского указа президента, достижения целевых показателей тех самых национальных проектов). Если действительно есть какой-то вклад, то нужно давать деньги на финансирование проектов из федерального бюджета. Если же представленное можно отнести к болтологии и пустословию, то тут позиция федерального центра, на мой взгляд, должна быть жесткой.