Без скандалов и претензий: с чем связана отставка самарского министра экономики
У меня сам факт ухода в отставку Александра Кобенко не вызвал никакого удивления. Он уже предпринимал попытку уйти в венчурную структуру, но переход на другую должность не состоялся из-за того, что он не прошел процедуру согласования. В любом случае этот факт вполне укладывается в логику периода перемен и кадровых решений, которые связаны с предстоящими выборами. То есть ничего неожиданного в произошедшем нет, даже если бы Кобенко был отправлен в отставку по инициативе губернатора, поскольку каждый руководитель формирует команду под новые цели и задачи. Поэтому и такой вариант мог бы быть. Но в текущих условиях я считаю, что это вполне ожидаемое решение. Бывший врио министра остается советником губернатора, значит, он еще может быть полезен.
Нужно также учитывать и то, что Александр Кобенко имел настроение и ранее работать в другом направлении, в управленческих структурах другого уровня и функционального назначения. Соответственно, это может говорить о том, что имело место согласие сторон. При этом его потенциал может быть полезен Самарской области. За время его работы в качестве руководителя одного из ведущих министерств он наработал полезные управленческие связи, которые можно будет потом использовать в интересах Самарской области.
На мой взгляд, текущая кадровая ротация не должна вызывать каких-то серьезных рассуждений относительно ее скандальной или политической подоплеки. Не думаю, что это имеет место быть. Естественно, в текущих политических условиях при наблюдающейся электоральной напряженности перед выборами могут появиться разные подходы и трактовки происходящего. Кто-то может даже использовать этот факт для усиления своих позиций, продвижения собственной значимости как прогнозиста. Такие явления тоже вполне могут быть.
Думаю, что нет никаких скандальных оснований для его ухода. Он работал достаточно ровно. Может быть, где-то его деятельность могла бы быть и лучше, возможно, могло бы быть больше прорывных решений, но они не состоялись. Однако, перед тем как выносить оценки, нужно учитывать и прошлое Самарской области. У нас, к сожалению, промышленный потенциал целенаправленно в свое время разрушался, в этих условиях было сложно найти какие-то неординарные решения, которые могли бы быть прорывными и продвинуть регион на первые позиции.
Ранее мы занимали лидирующие места, но у нас экономическое направление деятельности основывалось на том, что базовыми доходными частями были автопром, авиапром и химическая промышленность. Химпром остался, автопром тоже, но автомобильное производство в непростом состоянии, доходов, как ранее, в областной бюджет больших не приносит. Поэтому, если смотреть в контексте экономического развития региона, достичь каких-то радикально высоких показателей и не удалось бы, потому что текущее финансовое состояние формировалось десятилетиями до прихода Кобенко. Это не говорит о плохих руководителях – многое зависело от специфики региона.
Неслучайно же мы долгое время были закрытой территорией страны, когда ставка делалась на военный потенциал. А при перестройке военную промышленность начали разрушать. Если говорить о базе, на которой предстояло строить экономику региона, вспомним, например, завод имени Масленникова в Самаре. Его физически не существует сейчас. От завода «Металлург» тоже осталась лишь небольшая часть. А 4 ГПЗ? РКЦ «Прогресс», конечно, важный элемент регионального экономического потенциала, это уже визитная карточка Самарской области. Но и у него не такой большой потенциал с точки зрения наполнения бюджета. Для того чтобы развивать нашу область, нам нужны доходы, а их очень мало в рамках сложившихся исторически условий, оставшегося экономического потенциала. Однако перспективы у области сохраняются большие, с точки зрения, например, кадрового и научного потенциала. Это необходимо развивать.