Эффективность ОЭЗ: федеральные деньги и ответственность губернаторов


Особая экономическая зона – государственный инструмент, который активно используют для поддержки малого и среднего бизнеса. Для тех кто там работает, действуют льготы, упрощенное налогообложение. Это большое подспорье для развития бизнеса и региона. Поэтому ОЭЗ – важный инструмент, от которого не нужно отказываться, а нужно совершенствовать.

 Активисты проекта ОНФ «ЗА честные закупки», держа на контроле данный вопрос, сталкивались в регионах, с проектами, где есть реальные результаты и достижения, так и с серьезными недоработками. Например, в Калуге мы наблюдали, как в чистом поле за небольшие сроки выросли километры теплиц и уже через 7 месяцев собран первый, выращенный инновационным способом, урожай томатов. В тоже время, в Ульяновской области за пять лет построено 6 объектов инфраструктуры, но ни один не введен в эксплуатацию (не подведены ни водоснабжение, ни электросети). Очевидно, что тут что-то не так и с этим нужно работать. Именно такие случаи послужили причиной обращения активистов ОНФ к президенту России, лидеру ОНФ Владимиру Путину с предложением о проверке деятельности ОЭЗ.

 По нашему мнению, за все эти годы практически ничего не делалось для того, чтобы повысить эффективность особых экономических зон. Минэкономразвития, как ведомство, которое несет ответственность за их деятельность, ежегодно планировало и выделало деньги. Акционерное общество «Особые экономические зоны», в котором стопроцентным учредителем было и есть Минэкономразвития, курировало проекты в различных регионах. Федеральные средства в проектах составляли порядка 70% (федеральных средств – 70% и 30% региональных). Только отчеты содержали часто крайне подозрительные сведения.

 Хорошо это иллюстрирует ситуация с депозитами, на которые под крайней низкий процент – 3-4, максимум 5 процентов – отправлялись неосвоенные средства. Хотя сегодня, когда мы просматриваем информацию о любом банке, меньше 10% потребительский депозит найти невозможно. Что же это за банк и неэффективный собственник, который такие огромные деньги размещает под такой маленький процент? Почему вместо того, чтобы исправлять ситуацию, стимулировать регион, осваивать деньги и строить инфраструктуру, руководство спокойно клало деньги на депозит в банке и получало низкий процент?

Во многом из-за таких случаев за 9 лет работы акционерного общества сменилось 9 генеральных руководителей. Последний и действующий работает на посту год и 4 месяца и сегодня он вынужден разбираться со всем неэффективным наследием предшественников.

 В этом свете ситуация с передачей особых экономических зон в управление регионам и наделение глав регионов персональной ответственностью кажется грамотным решением. Ведь губернаторы выступают с инициативой, обращаются в правительство, в Минэкономразвития с просьбой создать условия для поддержки регионального бизнеса, создания особых экономических зон (не забываем, что налоговые преференции – недобор в налоговую базу).

Государство выделяет миллиарды именно конкретному региону, под конкретный бизнес-проект, чтобы построить особую экономическую зону. Логично, если регион-инициатор заявки, будет нести ответственность. Ввиду того, что существующую модель нужно менять, Минэкономразвития разрабатывает новую модель финансирования, чтобы передать не только ответственность за развитие ОЭЗ, но и деньги.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: