Губернаторский пиар: тематический или «карамельный»?
Шансов на то, что экономический рост внезапно обрушится на нас, похоже, нет. Есть шанс на вялотекущую стагнацию, то есть, на продолжение той ситуации, которая есть сейчас, без драматических ухудшений. Есть Резервный фонд, Фонд национального благосостояния. В крайнем случае, средства будут почерпнуты оттуда.
Что касается регионов, я бы хотел посмотреть на них не столько со стороны официальной статистики: по уровню безработицы, региональному валовому продукту, хотя все эти цифры, несомненно, очень важны. Я бы хотел отметить следующие моменты: у нас есть регионы, где ситуация, скажем так, не драматическая, но рейтинги губернаторов и политических партий крайне низкие. Есть регионы, где ситуация несколько хуже, если брать абсолютные цифры, а рейтинги партии «Единая Россия», губернаторов, тем не менее, не драматические.
Чем, на мой взгляд, это объясняется? Мне приходилось очень много работать с руководством отдельных регионов и со знаковыми фигурами в тех или иных регионах. Поневоле обращаешь внимание на то, как региональные власти преподносят себя и свою работу населению, избирателям.
Как проходит информационное освещение работы первых лиц в регионах? Как правило, в средствах массовой информации, на которые тем или иным образом влияет региональная власть. СМИ финансируются региональной властью.
Что мы видим? Жители региона смотрят, как губернатор посетил стройку детского сада, перерезал ленточку, открывая какой-то объект. На следующий день мы видим, как он посетил передовое сельскохозяйственное производство и фермеру, может быть, даже оказали какую-то поддержку. И так далее, и тому подобное… Практически каждый день зритель видит одно и то же – как губернатор замечательно руководит регионом, как он перерезает ленточки. Но рядовому жителю от этого, по большому счету, ни жарко, ни холодно. У него складывается впечатление, что руководство региона живет в какой-то другой, параллельной реальности.
Когда же начинаешь говорить, что руководству регионов надо что-то поменять в освещении своей деятельности, тут же наживаешь себе массу врагов в лице руководителей пресс-служб, ближайшего окружения губернатора, руководителей блока внутренней политики. Все считают: наш губернатор постоянно на экранах, значит так и должно быть. А вот понятие о том, что в природе существует тематический пиар, который гораздо эффективнее работает, нежели такой «карамельный пиар» – отсутствует.
Когда начинаешь перестраивать работу, переходить в том или ином районе на тематический пиар с «карамельного», возникает масса трудностей, подчеркиваю, масса противников появляется. Но когда удается переломить ситуацию, то результаты не заставляют себя ждать — к выборам рейтинг губернатора и действующей власти в целом существенно повышается.
Как показывают наши исследования в тех регионах, где мы работали, происходило повышение социального самочувствия населения, в том числе, и за счет тематического пиара. Каждые 3% повышения социального самочувствия населения на выборах дают прибавку 1,5-2% голосов за партию власти. Прямая корреляция, подчеркиваю, неоднократно проверенная. В то же время, мы наблюдаем, что и региональные СМИ, а интернет в особенности, и, к сожалению, федеральные СМИ, дают информацию, которая повышению социального самочувствия никак не способствует.
Это не значит, что нужно замалчивать неприятности, не значит, что нельзя говорить о проблемах. Это значит, что подавать информацию нужно соответствующим образом. Если не можем экономически стабилизировать ситуацию, то хотя бы социальное настроение мы не должны опускать. Если заняться всерьез этой работой, то я думаю, шансы партии власти и вообще стабильность в общественно-политических настроениях будут существенно выше к сентябрю.
Материал подготовлен на основе выступления автора на заседании Экспертного клуба «Регион».