Пенсионная реформа: главные вопросы
По крайней мере, несколько вопросов требуют немедленных ответов. Случилось так, что обещанная прибавка к пенсии на 1 тысячу рублей в год совпадает с повышением НДС. Одномоментный скачек цен вследствие этого решения составит примерно 1,5 % в годовом выражении. Естественно, возникает подозрение в том, что вот эти меры с НДС обесценят прибавку к пенсии. Второй блок вопросов связан с тем, что люди после введения новой пенсионной реформы должны будут дольше работать. Это объективный и обусловленный процесс. К тому же, у нас более половины женского населения страны и около трети мужского продолжают работать и после выхода на пенсию. Другое дело, что зачастую они получают черную или серую зарплату, не объявляют себя работающими пенсионерами, дабы не лишиться части пенсии. Тем не мене, объективно, к продолжению своей трудовой деятельности готовы многие. В связи с этим у нас возникает вопрос о том, что этим людям, готовым трудиться, необходимо повышение квалификации и уровня знаний, дополнительные навыки работы с компьютером и тому подобное. А повышение пенсионного возраста неизбежно требует создания системы непрерывного образования взрослых. Эта мера объективно необходима. Однако на этот вопрос ответа пока нет, хотя он требует детального обсуждения. Встает проблема финансирования. Кто возьмет на себя эти расходы? Регионы вместе с федеральным центром, только федеральные власти или субъекты федерации? Ответа нет. И, судя по недавним обсуждениям, даже не поставлен.
Следующий блок вопросов. Людей приглашают работать дольше. Они станут от этого реже болеть? Очевидно, нет. Предусмотрены ли под повышение пенсионного возраста дополнительные ассигнования в систему здравоохранения (особенно это касается регионов, региональных бюджетов и так далее)? Неизвестно.
И, наконец, самый принципиальный момент, который не может людей не интересовать. Будет ли обеспечена гарантия занятости? Пенсионный возраст повышается, а как защитить возрастного работника от произвола работодателя? Что делать, если люди хотят работать, но у них нет возможности получить рабочее место? Как минимум, возникает вопрос о том, не стоит ли ввести обязательное страхование по защите от безработицы, такие меры уже действуют во многих странах.
Пенсионная реформа должна укрепить благосостояние пенсионеров. Разработчики концепции индивидуального пенсионного капитала говорят о том, что если ее запустить с 2019 года, то мы получим в течение 5-6 лет только за счет этой меры повышение коэффициента замещения (то есть отношение средней пенсии к средней заработной плате) на 17 процентных пунктов. Кроме того, экономика может получить, как минимум, 13-15 трлн рублей дополнительно «длинных» денег, крайне полезных и необходимых для инвестиций в региональную инфраструктуру. Остается вопрос, когда будет дан зеленый свет для внедрения этой самой системы индивидуального пенсионного капитала?
Когда людям начнут внятно отвечать на эти и другие вопросы, тогда и начнет рассеиваться мифология вокруг абсолютной безнадежности повышения пенсионного возраста и негативных последствий. Но это не быстрый процесс. Нельзя оставлять попыток, нужно объяснять людям честно и откровенно, что это мера неизбежная и необходимая, вызванная демографической ситуацией, трансферт федерального бюджета в пенсионный фонд России составляет около 2 трлн рублей в год, коэффициент замещения при нынешнем состоянии пенсионной системы идет вниз. И если не принять никаких мер, то коэффициент замещения будет падать и дальше. Все эти вещи нужно объяснять внятно, доходчиво, без истерики, подкрепляя это фактами и цифрами. «Да, сегодня ситуация достаточно тяжелая, мы идем на эти меры, потому что нет другого выхода», — вот, что можно сказать. Текущие перемены приведут к изменениям в лучшую сторону, но для этого нужно сделать: и далее по пунктам. Если хотя бы на все эти вопросы люди получат ответы, то их отношение будет меняться. Сегодня поддерживает повышение пенсионного возраста 8-9% населения.
Причина совершенно понятна — крайний дефицит коммуникаций правительства с населением и бизнесом. Восстановление этих коммуникаций, налаживание постоянного и ежедневного диалога способно переломить ситуацию. Для этого, конечно, нужно использовать ресурсы «ЕР» и других партий. Думаю, если «ЕР» начнет процесс обсуждения, то повысит авторитет партии. Делать это необходимо, ни одна структурная реформа без данных мер не проводится.