Сохранение Тратау: общественный консенсус и «содовое» лобби


Политическая ситуация в Башкирии активизируется. Запланированные на сентябрь 2018 выборы в Госсобрание, безусловно, оказывают влияние на конфигурацию власти, определяют динамику и тактику политических игроков. Ход праймериз в Башкирии уже сейчас позволяет с высокой долей вероятности заключить, что ряд министров республиканского правительства покинут свои должности и примут участие в выборах в Госсобрание. Осенью Башкирию ждет ротация в правительстве, а также с высокой долей вероятности замена (полная или частичная) состава сенаторов в Совете федерации. На этом фоне все заметнее бросается в глаза отсутствие компромисса между «Башкирской содовой компанией» (ОАО «БСК») и республиканскими властями (контролируют 38,28% акций предприятия). Спор не носит политического характера и касается стратегии развития крупного промышленного предприятия.

ОАО «БСК» настаивает на разработке горы-шихана Тратау, имеющей охранный статус памятника природа. Тратау – это живописный объект природы, сформированный как остаток нижнепермского (поздний палеозойрифового массива, образовавшегося свыше 230 миллионов лет назад в тропическом море. Объект имеет важное историческое и культовое значение для коренного населения края. Руководство республики предлагает не срывать шихан и разрабатывать альтернативные источники сырья на юге Башкортостана, а также модернизировать производство. Пока компромисс не достигнут.

Активизировал развитие ситуации с Тратау проведенный 12 мая на горе-шихане флэшмоб в защиту шиханов под названием «Кольцо жизни» (более 2,5 тыс. участников). В акции приняли участие различные общественные и политические организации.

Промышленники активно лоббируют принятие откровенно непопулярного решения на уровне полпредства и федерального центра. При этом очевидно, что общественное мнение внутри четырехмиллионной республики ни собственники «БСК», ни их лоббисты, ни привлеченные аналитики и медиа-ресурсы поменять не смогут. Многочисленные социологические опросы, проведенные в Башкирии, свидетельствуют о том, что население — вне зависимости от национальности и половозрастных характеристик — выступает категорически против промышленной разработки шиханов.

Еще в 2010-м году, придя в республику, глава Башкирии Рустэм Хамитов публично заявил, что не допустит промышленной разработки шиханов. Спустя восемь лет позиция главы республики остается неизменной.

В общественном мнении республики — да и за ее пределами — у главы Башкирии сформировался имидж эффективного, современного управленца, умелого проводника политики федерального центра. Ему никогда не были свойственны ни радикализм, ни заигрывание с радикальными группами. Более того, на протяжении восьми лет существующие в республике башкирские национальные организации радикального и оппозиционного толка неоднократно выступали против Хамитова и его политики. Кстати, языковые митинги, захлестнувшие поволжские и приволжские республики в 2017 г., привели к жесткой критике Хамитова со стороны башкирских националистов. В этой ситуации республиканское руководство не пыталась играть на этнических противоречиях и не стремилось, в отличие от соседей, выторговать себе преференции.

Напротив, была предложена конструктивная стратегия сохранения и развития башкирского языка, которая предполагает систему региональных грантов и меры стимулирования активности изучения башкирского языка среди всех слоев населения на добровольных началах.

При этом глава такого крупного российского региона, как Башкирия, безусловно, должен быть заинтересован не в экстенсивной эксплуатации ресурсов, а в модернизации производства и в стратегическом развитии легкой промышленности. К тому же для руководства республики крайне важно сохранить и развивать туристическую привлекательность республики, а шиханы – это объект, привлекающий внимание туристов.

Сегодня в республике сложилась уникальная ситуация, в которой разные и порой противоположные по своим установкам политические силы выступают с консолидированной позиции относительно сохранения шиханов. По этой проблеме можно говорить о достижении общественного консенсуса на региональном уровне. Значит ли это, что все силы, которые выступают за сохранение памятника природы и истории, являются политическими союзниками? Отнюдь нет. Нельзя говорить не только о стратегическом союзе, но и тактическом соглашении. Это локальное совпадение интересов по одной — очень важной, но частной — проблеме. Кстати, активисты башкирских национальных организаций продолжают публичную критику Рустэма Хамитова, обвиняя его в нечестной игре даже по проблеме Тратау.

Стабильность в регионах является стратегическим ориентиром внутренней политики. Ни в Москве, ни в Уфе административные элиты не заинтересованы в появлении новых экстрафакторов, способных вызвать эскалацию протеста и социального недовольства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: