России необходимо сохранить контроль над Северным морским путем в условиях противостояния с оппонентами
России необходимо сохранить контроль над Северным морским путем в условиях противостояния с оппонентами по арктической зоне, такими, как США, и с учетом прихода в Арктику инвесторов из числа неарктических государств, прежде всего Китая, которые заинтересованы в изменении режима Севморпути, считает гендиректор «Агентства политических и экономических коммуникаций „АПЭК“, политолог Дмитрий Орлов. Об этом эксперт заявил сегодня в рамках заседания клуба «Регион», темой которого стало «Развитие Арктической зоны России и основные вызовы для её освоения».
По его словам, в настоящее время для России наметились долгосрочные риски по развитию круглогодичного судоходства по Северному морскому пути, которые необходимо учитывать. Связаны они с разногласиями между арктическими государствами по разделу Арктики и приходом в регион инвесторов из числа неарктических государств, поскольку и те, и другие заинтересованы в изменении режима Северного морского пути. «Здесь уже и Китай говорит о «Полярном шелковом пути», и США говорят об учениях в зоне Севморпути. У нас не было, конечно, полного суверенитета над этой зоной в силу различных моделей регулирования, заложенных в 20-е годы прошлого века и в 1982 году, но, тем не менее, у нас был и сохраняется фактический контроль над Северным морским путем, и, конечно, задача российской энергетической политики в этом регионе заключается в том, чтобы этот фактический контроль сохранить», — сказал Орлов.
Он отметил, что в настоящее время существуют проблемы, связанные с влиянием в арктической зоне различных государств, и с секторальным разделом Арктики, в котором заинтересована Россия, о чем она заявляла много раз. «Секторальный раздел Арктики был принят в качестве обычной нормы международного права в 20-е годы прошлого века, но он вступает в противоречие с конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года. Это известный документ, который устанавливает границы континентального шельфа в пределах 200-мильной зоны, с возможностью расширения до 350 миль. Понятно, что секторальный и зональный принципы противоречат друг другу. Это противоречие требует разрешения», — сказал эксперт.
Он добавил, что в декабре 2017 года Госдума РФ приняла закон об исключительном праве судов под российским флагом на перевозку углеводородов по Северному морскому пути, но как закон будет реализовываться на практике, покажет время.