Протест в Екатеринбурге против отмены выборов мэра: риски для губернатора
На митинг (против отмены прямых выборов мэра Екатеринбурга) в минувший понедельник собрались люди с совершенно разными целями. Судя по обзору социальных сетей, кто-то пришел потусоваться, другие действительно хотели поддержать существование прямых выборов городского главы в Екатеринбурге, третьи таким образом высказывали поддержку лично Ройзману и так далее. Но в основном организаторы митинга преследовали цель — иметь возможность принять участие в сентябрьских выборах депутатов в городскую думу. Им нужна была повестка, желательно протестная. Поэтому сразу несколько партий объединились и вышли с соответствующими лозунгами, обсуждали все, что считали нужным, вплоть до отставки губернатора (Так говорила одна из представителей партии КПРФ). Ее поддержали некоторые местные оппозиционно настроенные эксперты и политологи, в частности, Федор Крашенинников.
Приехавшие из Москвы оппозиционеры также всячески поддерживали сохранение прямых выборов мэра. Как они сами заявили, акции продолжатся до сентября. Но, возникает резонный вопрос. Что они делали последние 5 лет? Речь о депутатах городской думы, которые не выступали ни с какими законопроектами о возврате так называемого сильного мэра. За это время никто ничего не предложил. В последний момент, озвучил свой законопроект бывший коммунист депутат Законодательного Собрания Свердловской области Вячеслав Вегнер. Он предложил вернуть прямые выборы так называемого сильного мэра. Но, как он отметил, после вчерашнего «цирка» (Так политик назвал прошедший накануне митинг в Екатеринбурге — прим.ред.), он не захотел участвовать в происходящем и снял свой альтернативный закон.
Депутаты Заксобрания большинством голосов поддержали законопроект губернатора Свердловской области. Согласно этому документу, глава города будет назначаться из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, которая будет принимать решение по назначению этого человека.
Возникает вопрос о демократичности нового порядка. Приведу аналогию. Не так давно у нас был проведен конкурс на должность одного из министров регионального правительства. Претенденты выступали с программами, защищали свои проекты. Профессиональное жюри отбирало того, кто займет эту должность. За 5 лет глава города Евгений Ройзман не выступил ни с одним законопроектом или программой преобразования политической системы. Поэтому говорить о том, что он исполняет на 100% свои функции, не приходится. Он ведет прием граждан, но этим он мог бы заниматься и в статусе общественника. Поэтому его текущие действия можно расценивать, как попытку ухватиться за кресло.
Губернатор Куйвашев, исходя из достаточно резонного рассуждения о существующей декоративной системе (Речь о полномочиях мэра — прим.ред.), которая занимает промежуточное звено между прежней системой так называемого сильного мэра и тем объемом полномочий, которые у главы города будут сейчас (Когда его будет назначать комиссия — прим.ред.). Мы все увидели, что эта декоративная должность никакой пользы не приносит. Поэтому я думаю, что законопроект совершенно резонный. Другое дело, что те акции, которые сейчас происходят и, видимо, будут происходить, ушли в плоскость сугубо политическую, они раскачивают ситуацию, проводя параллели между Кемерово и Свердловской областью, призывая к отставке губернатора. Такие действия вызывают вопросы и несут возможную угрозу для губернатора. Думаю, что здесь всем есть резон задуматься. Можно ли эту ситуацию считать безмятежной для нынешней политической системы Свердловской области в и целом истеблишмента?