Оппозиционные кандидаты в президенты не вышли из своих электоральных ниш
Во время текущей выборной кампании у всех оппозиционных кандидатов наблюдалось стремление выйти за пределы своих электоральных ниш, но, в основном, это было реализовано не очень удачно по ряду причин. Об этом на семнадцатом заседании Экспертного клуба «Регион» рассказал ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.— В роликах нынешних кандидатов гораздо больше, по сравнению с 2012 годом, подчеркивалась их партийность, — заявил Нейжмаков. — Большой соблазн здесь увидеть попытку со стороны системной оппозиции начать работу на региональные выборы уже в ходе президентской кампании.
Однако, как отмечает эксперт, данная тенденция не очень прослеживалось. Кандидаты в президенты от оппозиционных партий не активно посещали те регионы, где должны пройти местные выборы в сентябре. Поэтому определенное влияние нынешние президентские выборы на тенденции региональных кампаний окажут, но для протестного поля они будут не так ярко выражены, как, возможно, это предполагалось.
«Если вспомнить часть материалов Зюганова в 2012 году, там была более ярко выражена апелляция к протестным либералам, что в итоге отразилось и на результатах кампании, — поясняет Нейжмаков. — Мы помним панельные исследования ВЦИОм, где было хорошо видно, что заметная часть протестно-либерального электората в Москве и Санкт-Петербурге отдала свои голоса не Михаилу Прохорову, а Геннадию Зюганову. Вспомним его ролик «Стыдно» 2012 года, где половина персонажей была молодого возраста, мелькала фраза о единственной перспективе для них — уехать за границу. Эта идея достаточно популярна среди молодых протестных либералов. В кампании Грудинина этого как раз не было заметно, мы наоборот в большей степени видели уход в советско-консервативную упаковку, если смотреть на печатную продукцию и на ролики. То есть все попытки команды Грудинина выйти за пределы электоральной ниши были сконцентрированы на стремлении показать протестному избирателю крупных городов, что Грудинин — это ведущий оппозиционный персонаж, за которого стоит проголосовать, чтобы высказаться против всех, это практически кандидат «Против всех», но покрупнее Ксении Собчак».
Тем не менее, по мнению Нейжмакова, нельзя сказать, что кампания Грудининане сработала полностью в работе с молодым и либеральным электоратом.
— Есть интересный участок 338 в Подмосковье на Долгопрудном, который традиционно отличается либеральным протестным голосованием. Мы видим, что по этому участку Грудинин набрал заметно больше, чем КПРФ в 2016 году. Он набрал около 25% вместо 15%. В то время, как результаты Явлинского на том же участке был в несколько раз меньше, чем результат «Яблока» в 2016 году. А результат Ксении Собчак не вышел за пределы тех цифр, которые набирала «ПАРНАС» в том же году. В принципе, определенный потенциал за пределы электоральной ниши у Грудинина был, но он не был реализован.
Что касается кампании Собчак и Явлинского, отмечается стремление обоих кандидатов выйти за пределы своих ниш, но в обоих случаях это было не очень удачно.
— Явлинский стремился привлечь более молодой электорат, но был и противоположный вектор, — заявил Нейжмаков. — Нельзя не вспомнить его итоговое выступление на последних дебатах, которое он начал со слов: «Я слесарь электрик…». Звучали фразы: «Моя советская юность». То есть были попытки обратиться к советско-консервативному избирателю. У Явлинского мы видели попытку привязаться как-то к региональной специфике, он выступал в Подмосковье на сходе жителей одного из сельских населенных пунктов, которые протестовали против муниципальной реформы. Другое дело, что у него это вышло еще менее удачно, чем у Ксении Собчак. Если мы посмотреть разброс голосования за Явлинского в Подмосковье, даже в тех точках, где у «Яблока» на муниципальных прошлых думских выборах были неплохие результаты. У лидера партии выступления крайне слабые. То есть в принципе уже не работает привязка активности местных региональных отделений «Яблока» к результатам Явлинского.
Успех Собчак на фоне Явлинского заключался в том, что ее кампания получилась менее неудачной в этом плане.