В Челябинской области экологический протест не смог перерасти в политический
Челябинские власти запустят дополнительный общественный транспорт в день выборов президента России, которые состоятся в воскресенье, 18 марта. Об этом в ходе аппаратного совещания в мэрии сообщил начальник управления транспорта Роман Болотов.
По его словам, уже появились заявки на дополнительные автобусы и маршруты для функционирования в день выборов. Глава Челябинска Евгений Тефтелев дал поручение рассмотреть схему организации движения городского транспорта, чтобы определить маршруты, нуждающиеся в дополнительном подвижном составе.
Андрей Лавров:
— Предвыборные настроения в Челябинской области, в принципе, в пределах нормы. За последнее время повысились показатели явки, правда, незначительно, на 3%, но и это плюс. Показатели по явке в регионе будут средние по стране. Ожидаемо, что в Челябинске, городе-миллионнике, явка будет ниже – это общая тенденция, хотя здесь тоже все очень неровно. Как показывает эта кампания, явка очень сильно зависит от работы местных властей, не предвыборной работы, а работы в плане организации диалога с жителями и удовлетворения нужд жителей в хозяйственной сфере, а для Челябинска еще и в экологической сфере, конечно. У нас регион, в котором этот вопрос стоит очень остро.
Первое место достаточно понятно и очевидно. Если говорить о втором месте, то это спорно, но, на мой взгляд, за второе место соперничают Павел Грудинин и Владимир Жириновский – это порядка 10%. В Челябинской области, в отличие от многих регионов, где Грудинин очень сильно рванул вперед, этого не произошло. Связано это, прежде всего, со слабостью местного регионального штаба партии КПРФ, который не смог донести до избирателя в достаточной мере программу кандидата. У Жириновского стабильность, у него свой электорат, и за его границы он не вышел, так как кампания была слабая. Дальше все в пределах погрешности: 1-3% максимум, хотя трех мало кто может набрать.
На последней неделе уже можно говорить, как проходила кампания в целом – она была очень новационной по нескольким показателям. Во-первых, по цели самой кампании. Всегда целью была победа какого-то конкретного кандидата, сейчас же цель, прежде всего, это легитимность и явка, и все штабы слаженно работали. Да, есть претензии, насколько активно они работали, но в целом все организованно трудились на явку. Во-вторых, впервые с 1996 года был реально обеспечен реальный доступ ко всем ресурсам всем кандидатам, прежде всего, к медийным ресурсам, организационным и так далее.
Кампания прошла очень чисто, не было грязи друг на друга. Даже те элементы скандалов, которые проходили в эфире между Ксенией Собчак и Владимиром Жириновском или кампания, связанная с Грудининым, в Челябинске были практически не заметны. Все представители штабов очень мирно встречались, беседовали, был очень цивилизованный диалог. Конечно, последняя неделя может что-то преподнести, но, в принципе, мало что изменится в этом смысле.
Если говорить о политическом протесте в регионе, то он очень и очень невысок. У нас высок уровень экологического протеста. Все политологи опасались, что экологический протест перерастет в протест политический, тогда в этом случае у нас был бы один из самых протестных регионов. Но благодаря, прежде всего, конечно, и звонку Путина, и его выступлениям, своевременному вниманию к экологическим проблемам региона, этого не произошло. Во время послания были четко обозначены сроки, в которые все предприятия повышенного экологического риска должны перейти на наилучшие доступные технологии. У нас уже по социальным сетям распространяется информация о том, какие предприятия конкретно в какой год должны перейти на новые технологии и так далее. И в этом смысле экологический протест, естественно, пока останется в ближайшие несколько лет, но он не перерастает в политический. Уровень поддержки политического протеста очень-очень невелик, он и традиционно был невелик, потому что у нас нет социальной базы, мы по составу населения, прежде всего, рабочий регион.