Модернизация полпредств нужна, но главный вопрос в ее стратегии
Полпред президента РФ в ЦФО Алексей Гордеев заявил о необходимости получения полпредствами «модернизированного функционала». «Полпредства — это прямая линия от человека до президента. Задача — обеспечить обратную связь, чтобы не было никаких фильтров. Пока у полпредств есть недостаток — много параллелизма в работе. У меня есть определенные мысли, буду докладывать» — сообщил Гордеев.
Дмитрий Журавлев:
— Необходимость модернизировать систему полпредства, бесспорно, есть, потому что, во-первых, полпредства уже менялись и это будет не первая модернизация. Изначально они создавались как органы управления, губернаторы тогда назначались и полпредства были структурой, через которую эти и другие федеральные назначения проводятся. Затем губернаторы снова стали избираться, и у полпредств функционал изменился, было получено новое положение, согласно которому, полпредство занимается исключительно контролем над органами властями, и это нынешняя позиция. Полпреды назначаются президентом, они очень высокопоставленные, но они подчиняются контрольному управлению президента. Создается двойственная ситуация, когда очень большой начальник занимается исключительно контролем, разные полпреды понимают это очень по-разному.
Есть полпредства, которые пытаются до сих пор заниматься управлением в своих регионах, например, в Северном Кавказе и новое полпредство в Крыму, хотя там как раз это имело смысл, когда он только присоединялся к России. Поэтому очень четко необходимо понять, какая задача у полпредов, когда управлять они уже не могут, а для контрольных органов они слишком велики, непонятно, где границы контроля. В каждом регионе сидит подразделение. В каждом полпредстве, сколько регионов в составе округа, столько еще специальных генералов в этом округе, в каждом регионе по генерал-майору.
Это необходимо как-то нагружать, но нагружать это можно, имея только стратегическую позицию, а что такое полпред – это орган управления или орган контроля или это орган функционного взаимодействия. То есть это должно быть однозначно высказано.
Сейчас влияние полпредства прямо пропорционально влиянию полпреда, это персональная структура. Если полпред имеет влияние в СЗФО, тогда и полпредство может иметь какое-то значение, если полпред менее влиятельный человек, как, например, в УРФО, то, соответственно, и полпредство влияния меньше имеет. Сейчас в ЦФО новый полпред, посмотрим, сможет ли он взять весь функционал, который есть у полпредства. Система власти не может быть персональной. Персональной может быть система первого человека, когда от его персоны все зависит. Был Сергей Кириенко полпредом, полпредство ПФО всех гоняло, как хотело, потому что он один из самых влиятельных полпредов в истории, перестал он им быть, теперь фамилию полпреда ПФО даже, если пытать, то не у каждого политолога ее можно выпытать. Это уже значит, что эта структура административно не очень устойчивая, все зависит от личности. Поэтому модернизация нужна, но главный вопрос не в самой модернизации, а в ее стратегии, в понимании, чего хотят от полпредств.