Реформа органов МСУ в Свердловской области: «сильный» мэр останется только в Нижнем Тагиле
До 2010 года Екатеринбург возглавлял всенародно избираемый мэр. Избиралась городская дума, которая потом избирала своего председателя, а глава города избирался всенародно. Несколько раз эти выборы выигрывал Аркадий Чернецкий. Затем в Свердловской области начались перемены, когда на смену Эдуарду Росселю уже как назначенец пришел Александр Мишарин.( Россель — первый губернатор Свердловской области, занимал пост с 1995 по 2009гг.: Мишарин — губернатор Свердловской области с 2009 по 2012 гг. – прим. редакции).
Мишарин любой ценой захотел убрать Аркадия Чернецкого с поста мэра и взять Екатеринбург под контроль областных властей. В Свердловской области конфликт между региональными властями и властями Екатеринбурга – это уже традиция. Мишарин исполнил задуманное – Чернецкий попросил гарантий (он ушел в Совфед), а в Екатеринбурге от института «сильного» главы перешли к институту сити-менеджера.
Но для того, чтобы слишком сильно не будоражить общественность, оставили институт всенародно избранного главы. Но главы как руководителя представительной власти. И эту небольшую хитрость обыватели сначала не уловили. Фактически спикер думы (в настоящее время этот пост занимает Евгений Ройзман) избирается всенародно. При этом каких-то существенных полномочий у этого главы нет. Самое главное, что у него нет в руках бюджета. Бюджет в руках сити-менеджера.
На этом фоне вся Свердловская область с 2012-2013 годов и по настоящее время повально перешли на советскую систему. То есть председатель думы избирается из числа депутатов города, а сити-менеджер назначается смешанной комиссией.
На сегодняшний день в Свердловской области существуют только два города, в которых избираются главы. Но главы эти из разных институтов. В Нижнем Тагиле избирается «сильный» глава (как руководитель исполнительной власти — в его руках бюджет, и он формирует свою администрацию), а депутаты избираются по смешанной системе. Второй город в регионе, где глава пока избирается – Екатеринбург. Но в последнем – глава как руководитель представительной власти. Фактически это институт «слабого» мэра – мэра без полномочий.
Сейчас, когда избирательная кампания по выборам губернатора в Свердловской области прошла, у региональных властей есть возможность обратить внимание на Екатеринбург и начать подготовку к выборам в городскую думу.
Полагаю, что в первую очередь, перед Заксобранием области (поскольку сейчас именно этот орган определяет в регионе – какая организация власти будет в МСУ, в частности в Екатеринбурге) будут поставлены следующие задачи. Во-первых, перейти от смешанной системы выборов депутатов к мажоритарным округам (правда, я допускаю, что какую-то квоту партийцам всё-таки оставят). А во-вторых, ликвидировать институт всенародно избираемого главы города – руководителя представительной власти. И это атака не на Ройзмана лично (не думаю, что после окончания срока своих полномочий он снова бы решил избираться). Это просто курс на полную унификацию организации власти на местах. Выборы в Нижнем Тагиле только прошли, и там победил Сергей Носов, который приложит все усилия для сохранения действующей системы организации власти. А вот в Екатеринбурге такое очень даже возможно – примут изменения в Устав, проведут публичные слушания, чтобы к весне 2018 года (когда встанет вопрос о назначении даты выборов депутатов гордумы) утрясти все юридические моменты и принять решение на уровне Заксобрания Свердловской области.
Зачем эти изменения? Для того чтобы иметь абсолютные рычаги влияния над органами МСУ, в том числе и над крупнейшими городами области. Подобные изменения в системе управления уже произошли в Каменск-Уральском, Первоуральске, Серове. Сейчас есть все основания полагать, что за год такую реформу проведут и в Екатеринбурге. Таким образом, на карте Свердловской области останется единственный город, который будет возглавлять «сильный» мэр, это Нижний Тагил.