Марий Эл: спокойная кампания укрепит позиции Евстифеева
Явка на выборах в Марий Эл традиционно выше, чем в соседних Кировской и Нижегородской областях, немного ниже чем в Чувашии и заметно ниже, чем в Татарстане. Для иллюстрации можно вспомнить хотя бы соответствующие показатели в ходе парламентской кампании 2016 года. В сентябре 2017 года среди соседних с Марий Эл регионов выборы проходили в Кировской области, где на участки пришли 30,37% избирателей, несмотря на достаточно конфликтную кампанию и проходившие параллельно выборы в Думу административного центра. В обсуждаемой нами республике явка, как известно, составила 43,62%, несмотря на спокойную кампанию, по сути, ставшую референдумом о доверии Александру Евстифееву. Более ожидаемо, если бы явка в Марий Эл была несколько ниже. Для сравнения – в ходе весьма конкурентных выборов, главы республики в 2015 году активность избирателей составила 47,09%. Впрочем, определенную роль могла сыграть и достаточно активная кампания врио главы региона – довольно широко распространялась агитационная продукция в его поддержку, так что выборы нельзя было счесть незаметными.
В ходе губернаторских выборов врио глав регионов почти никогда не делают специального упора на то, от какой партии они выдвинуты. Тем более, что Александр Евстифеев явно хотел продемонстрировать именно курс на консолидацию элит региона. Недаром среди кандидатов в члены Совета Федерации, шедших на выборы в связке с ним – депутат Государственной думы от КПРФ Сергей Казанков. Но врио главы Марий Эл принимал участие в крупном мероприятии, организованном федеральной «Единой Россией». Это состоявшаяся в августе 2017 года, с участием Дмитрия Медведева, встреча партийного актива Приволжского федерального округа, куда Евстифеев прибыл вместе с секретарем регионального отделения «Единой России» Владимиром Мухиным и делегацией республики. Этот эпизод, конечно, не был ключевым в предвыборной кампании первого лица Марий Эл, но был не лишним, учитывая, что на этом совещании обсуждались вполне актуальные социальные вопросы (например, ситуация с ипотечными заемщиками).
В целом, достаточно спокойная кампания в Марий Эл дает избранному главе республики определенные преимущества, которые будут актуальны в ближайшем будущем. В ходе конкурентной кампании избирателям запоминается негатив о кандидате-победителе. Кроме того, такому кандидату приходится «повышать ставки», подчас, давая трудновыполнимые обещания. Александр Евстифеев вел кампанию в более благоприятных условиях, что дополнительно укрепляет его позиции.