Стратегия Никитина: за что проголосовали новгородские избиратели
Итоги голосования на выборах губернатора Новгородской области не были сюрпризом ни для граждан, ни для федеральных экспертов. Избранного губернатора Андрея Никитина поддержали 67,99 процентов пришедших на избирательные участки новгородцев. Разрыв с ближайшим преследователем – представителем КПРФ Ольгой Ефимовой, набравшей 16,17 процентов – не оставляет сомнений, что аналогичное распределение голосов было бы при любой явке.
Как правило, в политическом противостоянии акцент делается на персональные качества кандидата. В случае же с Андреем Никитиным полученная поддержка стала довольно необычным результатом объединения людей вокруг четкого и продуманного программного документа. «Стратегия пяти шагов» по решению основных проблем территории наметила пути развития потенциала Новгородского региона. А так как реализация программных принципов, причем общими усилиями управленческой команды Никитина, деловой и политической элиты региона и местных инициативных граждан, началась уже в период кампании, документ и его автор вызвали доверие у значительного числа избирателей.
Только за последнюю неделю перед выборами в регионе стратегия Андрея Никитина проявилась в нескольких абсолютно практических действиях. Так, была введена в строй газораспределительная станция в Демянском муниципальном районе, начал работу новгородский центр методики научно-технического образования детей и подростков «Кванториум», открылась учебная ферма в деревне Савино Новгородского района, были введены в эксплуатацию после модернизации котельные в Великом Новгороде, был открыт детский сад в поселке Шимск, ранее считавшийся долгостроем. В городе Валдай начались монтажные работы нового канализационного коллектора, минимизирующего угрозу загрязнения Валдайского озера сточными водами — проблема изношенности труб не решалась в этом районном центре более 10 лет. Безусловно, и активный ремонт дорог опорной сети, проходящий под публичным контролем общественных активистов, в том числе и известных оппозиционными к власти взглядами, сыграл позитивную роль.
В начале кампании, когда эти позитивные изменения еще только декларировались и закреплялись в разного рода соглашениях с федеральными министерствами и ведомствами, частными инвесторами и госкорпорациями, со стороны оппозиции звучали обвинения в «несбыточности» обещаний. И когда Андрей Никитин продемонстрировал, что его слова и планы не расходятся с делом, это, очевидно, породило доверие к его кандидатуре многих избирателей.
Подобная ситуация позволила и использовать особенность восприятия фигуры Андрея Никитина избирателями, выявленную в исследованиях накануне. Врио губернатора, в отличие от его оппонентов, воспринимался не как выдвиженец одной из партий, но как «губернатор всех новгородцев». По данным социологических опросов, однозначную поддержку ему готовы были оказать приверженцы всех парламентских партий. Проявив практический подход к работе на фоне декларативных заявлений и констатаций фактов, к которым прибегали оппоненты, избранный губернатор смог привлечь на свою сторону этих избирателей.
Что касается технологической части кампании, то обращает на себя внимание эффективное сочетание традиционных способов ведения работы (встречи с избирателями, распространение АПМ) с «новыми». Допустим, видеозаписи общения Андрея Никитина с представителями трудовых коллективов предприятий региона, его выступления на официальных мероприятиях и в поездках по муниципалитетам в полном неотредактированном, виде оперативно выкладывались на специальный канал видеохостинга youtube. Подобный инструментарий позволял развенчивать мифы, распространявшиеся в блогах в интересах оппонентов и просто критическими настроенными относительно действующей власти блогерами.
На старте кампании был популярен миф о том, что Никитин не любит встречаться с людьми, общаться с ними. Но после того, как в сети появились десятки записей такого общения — уважительного и заинтересованного, — распространить этот миф стало практически невозможно.
На финальном этапе кампании к контролируемой сторонниками Никитина дискуссии в интернет добавилась и прямая агитация. И после аргументированного убеждения в прямом диалоге со сторонниками Никитина она не воспринималась уже постоянными посетителями сети как нечто инородное. Поэтому, по данным наблюдателей, в день голосования на избирательные участки пришло значительное количество молодежи, ориентирующейся в принятии решений не на традиционные СМИ, а на данные из блогов и сети интернет в целом.
Очевидно, что кампания по выборам губернатора Новгородской области становится важным элементом большого политического цикла. Этот цикл начался с голосования по выборам депутатов Государственной Думы и Новгородской областной Думы в сентябре 2016 года, и смена губернатора региона «перезагрузила» многие политические процессы. Теперь многим политическим игрокам предстоит переосмыслить результаты кампании, что оппоненты Андрея Никитина на предстоящих выборах уже делают, судя по их первым комментариям по итогам кампании. Внутриполитическому блоку областного правительства, как и партии «Единая Россия», предстоит новая мобилизация.