Выборы 2017: местные кампании в ряде регионов действительно «заискрили»
Самые знаковые выборы-2017 – это, конечно, выборы глав регионов. По большому счету, все губернаторские кампании строятся по единой модели общественного одобрения кандидатов, чьи кандидатуры ранее явным образом обозначил президент страны. Конкуренция на этом уровне выборов сейчас носит откровенно имитационный характер. Даже коммунисты, которые так или иначе старались оппонировать врио в предыдущих избирательных циклах, в этот раз заметно им подыгрывали. Чего только стоит отказ КПРФ выдвигать своего кандидата в республике Марий Эл (за кресло губернатора в Марий Эл борются четыре кандидата: Александр Ефстифеев, «Единая Россия», Наталия Глущенко, «Справедливая Россия», Альберт Фёдоров, ЛДПР и Валентина Злобина, «Российская партия пенсионеров», — прим.ред.). Или выдвижение кандидатов-варягов в Прикамье и на Среднем Урале ( речь идёт о кандидате от КПРФ Ирине Филатовой (Пермский край), которая имеет московскую прописку, и столичном банкире Алексее Парфёнове (Свердловская область), — прим.ред).
На мой взгляд, существует объективная проблема дефицита реальной конкуренции на выборах глав регионов – врио побеждают на выборах до выборов за счёт достижения элитных и тактических договорённостей на старте кампании. Временно исполняющий обязанности губернатора становится кандидатом №1, а соперники лишь выполняют предписанные им роли, красиво обрамляя его запрограммированную победу.
Наиболее сильная конкуренция в эту кампанию сохранилась традиционно на муниципальных выборах. Существует мнение, что чем ниже уровень выборов, тем жестче они проходят. И сейчас оно снова подтверждается. На местных выборах в ряде регионов, где сошлись интересы определённых локальных групп влияния, кампании действительно «заискрили». Их результат слабопредсказуем. Например, в Свердловской области на 15 часов региональная явка на губернаторских выборах составила 27%, а в территориях, где развернулась борьба за депутатские кресла в местные парламенты, явка уже достигла 50% и выше. То есть конкуренция и интерес к выборам достигаются не какими-то искусственными методами, а через столкновение идей и подходов кандидатов, которые действительно борются за голоса своих избирателей. Причем предвыборные уловки типа стимулирующих лотерей и другие мобилизационные технологии являются лишь дополнительными опциями, которые могут дополнять реальную содержательную интригу, но не определять ее.
Сегодня околкремлевские эксперты начинают большую дискуссию о том, что явка на выборах далеко не самый важный критерий оценки нормальности кампании . При этом чиновники на местах за долгие годы приучены к тому, что явка является неким критерием оценки их работы с точки зрения Кремля. С одной стороны, погоня за явкой является действием силы привычки, и бороться с такой моделью поведения крайне сложно. С другой, это сам по себе вполне говорящий индикатор, отражающий степень их реальной способности выстраивать диалог с населением через процедуру выборов. Думаю, что в ближайшее время вокруг темы явки и оценок легитимности итогов выборов будет сломано немало копий.