Дорогой транспорт: почему растут тарифы и страдает население
Очередное повышение тарифов на общественном транспорте демонстрирует бессилие государства. Практически весь транспорт в регионах сейчас отдан в частные руки. И когда собираются какие-то определенные аукционы, торги по поводу создания, изменения или распределения маршрутов, из частных компаний-перевозчиков выстраиваются очереди – все они выбивают себе маршруты. Потом проходит определенное количество времени и эти перевозчики начинаются жаловаться: маршрут невыгоден, а расходы на содержание автопарка значительно превышают реальные доходы. Но при этом с маршрутов никто не уходит. И если какой-то конкретной компании предложить уйти, заменить перевозчика на маршруте, она не согласится. Очередь из других компаний буквально дышит ей в затылок. Поэтому все эти регулярные повышения тарифов – не более чем коммерческий интерес перевозчиков и не более.
Если перевозчику невыгодно – пусть он уходит. Но власти, прежде чем в очередной раз повышать расценки обязаны экономически обосновать это решение. Показателем успешной реализации социальной политики государства была бы отмена платы за проезд некоторым категориям населения (например, студентам и пенсионерам), я думаю, что на это найдутся средства и возможности.
Большая часть населения, например, Калининградской области, проживает именно в Калининграде (примерно, 400-500 тыс. человек), где вопрос с перевозками более ли менее нормально организован. Но что касается более мелких образований, особенно на востоке Калининградской области – здесь дело обстоит гораздо хуже. Жители посёлков жалуются на отмену маршрутов, острую нехватку автобусов, неудобное расписание.
Какое здесь может быть решение проблемы? Необходимо встречаться с перевозчиками, которые получают тендеры, и просить их предоставить аналитику. Чтобы они подробно объяснили, почему отменяются рейсы, почему растут их расходы. На первом этапе переговоров необходимо получить наглядное и подробное экономическое обоснование. Если перевозчику действительно невыгодно в дальнейшем работать на рынке – пусть он уходит. Транспортных компаний достаточно. Население не должно страдать и становиться жертвой бизнесменов.