Свердловская кампания: карнавал закончился


Как бы кто ни относился к губернаторским выборам, но закономерности в их протекании никто не отменял. Еще пару месяцев тому назад абсолютно точно предсказал, что их первым этапом будет «стадия карнавализации». И это случилось. Речь не о том, как говорят некоторые, все выборы – карнавал, речь о том, что политизированное сообщество будет тестировать политическую ситуацию и потенциальных кандидатов, создавая поводы для смеха, виртуально выдвигая разнообразных персонажей, по-доброму подшучивая и/или зло смеясь над субъектами избирательного процесса.
Этот этап закономерно встречается практически на каждых выборах особенно в авторитарной, неконкурентной ситуации. Каковы его характерные черты и значимость? Отметим три момента. Во-первых, нужно четко осознавать, что карнавал и вообще юмор работают только на инкумбента, в нашем случае на власть. Юмор в российской политике – один из демобилизирующих факторов. Прежде всего, и главным образом для оппозиции. Дело в том, что за смехом практически всегда кроется убежденность в том, что ничего изменить нельзя, все уже решено. Смех уничтожает протестную повестку. Что власти и нужно. Во-вторых, карнавализация обычно охватывает только Интернет, не выходя в offline. Упражнения в остроумии большую часть избирателей не затрагивают. В-третьих, в период карнавализации лучше избегать серьезных заявлений. Они просто потеряются. Именно поэтому партии не спешили объявлять о своих кандидатах, а кандидаты о своих намерениях. В-четвертых, хорошо, что этап карнавализации прошел в самом начале кампании. Конечно, смех и юмор еще будут, но основной карнавал уже закончился.
Второй этап, который протекает сейчас, можно условно назвать «партийным». Хотя выборы по сути своей предполагают голосование не за партию, а за человека, но пока все внимание центрировано именно на партиях. И это неизбежно. Постепенно партийная тематика уйдет из повестки, но пока она доминирует. Думаю, что этот этап протянется еще неделю-две.
Можно прогнозировать наступление третьего этапа, связанного с активной работой кандидатов в Интернете. Содержанием его будет личное продвижение каждого, основным инструментом – сети. Пока основной ошибкой в работе с сетями, которую делают потенциальные кандидаты, является отчетливо видная связь их блогов с выборами. Блоги для выборов – вот их стилистика, которая даже не вуалируется. Интернет-аудитория эту связь «выкупает» на раз-два и закономерно дистанцируется от самих кандидатов. Что посоветовать? Человечнее быть. Быть более открытым и не столь политизированным.
Собственно, скандалов в ходе избирательной кампании в Свердловской области не было. Сенсаций пока тоже, если не считать таковой мое собственное выдвижение: оппозиционный политик, не скрывающий своих либеральных и демократических взглядов, на губернаторских выборах. Но давайте пустим этот факт не по разряду сенсаций, а по разряду странностей. Из событий приметных случилось одно и должно случиться второе.
Первое — голосование «Зеленых» за мою кандидатуру лишь со второй попытки. Второе — предстоящая конференция «Яблока», на которой должны выдвинуть Евгения Ройзмана. Эта конференция становится все более скандальной. Сначала ее никак не могли собрать. Не хватало делегатов. После назначения на 17 июня вдруг оказалось, что претендентов два. Помимо Евгения Ройзмана о своем желании заявил Сергей Тюриков. Чем кончится голосование? Сложно прогнозировать. Дело в том, что в свое время Евгений Ройзман выступил против Максима Петлина, который сегодня входит в федеральное руководство «Яблока». Естественно, что это не забылось региональными партийцами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: